Умер Оскар Фельцман
Не стало Оскара Фельцмана, старейшего из российских композиторов. Он ушёл из жизни на 92-м году жизни. Соболезнования родным и близким выразил президент России. Композиторский талант проявился очень рано, в детстве. И до самых преклонных лет заряд юношеского жизнелюбия и оптимизма оставался главной отличительной чертой творчества Фельцмана. В его багаже и знакомые лишь меломанам академические опусы, и любимые миллионами эстрадные песни, от которых теплее на душе становилось не одному поколению. Рассказывают «Новости культуры».
Музыкальный дар Оскара Фельцмана проявился рано: уже 5-летний Оскар знал наизусть не только увертюру к опере «Кармен», но и умел объяснить, чем игрушечная флейта несовершенна. В 6 лет написал свое первое сочинение, а в 18 уехал из Одессы покорять Москву: поступил в класс знаменитого композитора Шебалина. В начале 50-х писал оперетты, сочинял их легко и быстро, но официальной критике угодить не смог. Тогда Фельцман сменил жанр. Свои первые песни писал для оркестра Утесова.
Чем больше ругали песни Фельцмана, тем больше их пели. Его «Ландыши» подверглись серьезной критике - называли мещанской и идеологически вредной. Время все расставило на свои места.
Его мелодии мгновенно становились хитами. Простая тема и запоминающиеся слова – вот в чем, по мнению писателя Владимира Войновича, секрет популярности гимна космонавтов. Вспоминает, что после того, как Фельцман написал мелодию на его текст «Я верю, друзья, караваны ракет», Владимир Войнович стал известен на всю страну. «Для меня он был очень дорогим и светлым человеком, мы же знакомы с 60 года», - вспоминает Владимир Войнович.
Исполнять песни Фельцмана мечтали многие. Леонид Утесов и Марк Бернес, Муслим Магомаев и Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон. Творческий путь Эдиты Пьехи, по сути, – антология песен композитора «Огромное небо», «Ничего не вижу», «Манжерок», «Венок Дуная».
Многим молодым певцам Оскар Фельцман дал путевку в жизнь. Среди них был – и Леонид Серебренников. «Потрясающий композитор, потрясающий человек, и в моей жизни он сыграл огромную роль. Это был любимый композитор многих поколений, потрясающая музыка, тексты», - отметил Леонид Серебренников.
Уникальный талант мелодиста оказался востребован в разных жанрах. Фельцман писал и для музыкального, и для драматического театра. «Ошибочно думать о нем только как о песеннике. Он написал очень много музыкальных произведений в жанре оперетты, написал к фильмам, к радио-спектаклям, мне посчастливилось исполнять его «Баллады», - считает Иосиф Кобзон.
О его легком нраве говорят и друзья, и коллеги. Жизнерадостный, с отменным чувством юмора и доброжелательной улыбкой. «Он был очень веселый человек с юмором. Он работал всегда с улыбкой, что бы он мне не наигрывал, это все на улыбке. На веселом импульсе», - вспоминает Георгий Натансон. «Он не мог и дня провести без работы. Он – пример, как надо служить искусству», - убежден Александр Шилов.
Эстрадные песни – тот самый «легкий» жанр, который сделал жизнь Фельцмана далеко не легкой, продолжают звучать сегодня, и создают хорошее настроение, а это то, к чему всегда стремился Оскар Фельцман. «У меня никакого разночтения с народом нет, вот те песни, которые на протяжении нескольких десятилетий поются и любятся, честно говоря, эти песни и мне дороги», - говорил он.
Новости культуры