В Музее Москвы открылась выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского
Москва, какой она могла бы быть – новая тема художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Они, напомню, уже два десятка лет работают в неразрывном творческом союзе. «Москва. Ускользающая реальность» – это название выставки, которая открылась в Музее Москвы – точнее, в здании Провиантских складов, построенных в 30-х годах XIX века. В пространство этого исторического памятника вписаны масштабные живописные полотна, графические работы, инсталляции. В них – реконструкция Москвы полуреальной, полумифической и вечно ускользающей. Рассказывают «Новости культуры».
Такой редкий формат – художники работали по заказу музея. Виноградов и Дубосарский, которые давно занимаются темой Москвы, знамениты еще и необыкновенной работоспособностью. Почти все, что представлено на этой выставке – написали за год. Проект, который задумали в Музее Москвы – реконструкция, фантазия, ретроспектива – основанная на музейных единицах хранения. Выставка – исследование.
«У нас более 20 коллекций самых разнообразных – это и живопись, и графика, и фотографии, и скульптуры, и документальные источники, кино, – рассказывает директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. – Даже старинные автомобили. Предметы городской среды, малые архитектурные формы – все можно найти в музее Москвы. Было очень интересно наблюдать, как Виноградов и Дубосарский посещали наши фонды. В сопровождении хранителя музея, конечно».
Художников заворожило богатство материала. Они изучили одежду прошлого, интерьеры, и даже коллекцию олимпийских мишек. Впечатления и исследования – отражали в картинах. Получилась такая Москва, которой на самом деле никогда не было. Это образ образа. Одна часть проекта посвящена старой Москве – имитация этюдов с натуры.
«То, что сейчас выглядит совсем по-другому, но мы представили, что если бы это не сломали в свое время, то это выглядело бы сейчас приблизительно так, – поясняет Владимир Дубосарский, – мы работали с фотографиями XIX века, в них там что-то добавляли, чуть-чуть».
На картине – Чудов монастырь. На территории Кремля его сейчас нет, но, возможно, снова будет. Картина – будто мост между ушедшим и вызревающим. Фотографии, с которыми работали художники – черно-белые. С цветом экспериментировали свободно. На полотнах – не только архитектура. Люди, вещи, аура. И конечно, мифология Москвы.
В экспозиции – работа под названием «Маяковский». С первого взгляда гения футуризма даже не узнать. Отгадка – не в сложных концептуальных построениях. Нужно обратиться к своей памяти. В этой работе Виноградов и Дубосарский воспроизвели кадр из фильма «Я шагаю по Москве». По постмодернистки соединили эпоху модерна, 60-е и век XXI.
Еще один феномен – то, как именно работает дуэт. Постоянное соавторство для художников – большая редкость. Ведь нужно невероятное совпадение – техники, взглядов на жизнь.
«Мы не пишем одну картину вдвоем, – рассказывает Александр Виноградов. – Ну, как бы это странно было бы – толкаться локтями. Мы придумываем проект, обсуждаем его. Спорим, обсуждаем: согласны, не согласны. В итоге мы, обсудив, утверждаем и сразу у нас в работе несколько картин – то есть мы целиком работаем над проектом. Меняемся иногда. Кто-то начал картину, кто-то заканчивает и наоборот».
Поп-звезды, жители окраин, философы. Футуристические здания, типичные дворы, большой стиль. Агрессия, нежность. Какая Москва – такая и выставка.
Новости культуры