Ретроспектива картин французского актера-комика Пьера Этекса прошла в Москве
В Москву приехал Пьер Этекс – легендарный французский комик: режиссер, актер, карикатурист, драматург. Этекс представил в российской столице ретроспективу своих фильмов. Долгое время из-за проблем с авторскими правами они были запрещены к показу. Он начинал у выдающегося французского комедиографа Жака Тати. В 60-е и 70-е Этекс снял две короткометражки и пять полнометражных лент. Сегодня Пьер Этекс играет в цирковых спектаклях, иногда снимается в кино. Два года назад Американская киноакадемия вручила Этексу почетный «Оскар». С классиком французской комедии встретились корреспонденты «Новостей культуры».
В течение двадцати лет фильмы Пьера Этекса нельзя было увидеть ни на экранах, ни на DVD. Их у него украли. Но недавно удалось не просто найти ленты, но отреставрировать. Счастливый Пьер Этекс ездит теперь по всему миру и показывает свою ретроспективу.
Элегантный, в красном галстуке, с обаятельной улыбкой – таким он предстанет, когда в зале зажжётся свет. Трудно поверить, что ему 84. На первый вопрос зрителей: откуда его оптимизм – Этекс отвечает с юмором: «Это всё мой преклонный возраст». А позже добавляет «Смех – для меня жизнь». Но ещё для него очень важно – смеется ли зритель.
«Вы заметили главную фишку Пьера Этэкса? – спрашивает реставратор фильмов П.Этекса Жиль Дюваль. – Он всегда тихонько прокрадывается в зал, где зрители досматривают его фильм. Никто и не знает, что он тут. И это всё только для того, чтобы послушать, смеются ли люди».
Похожий на героя оскароносного фильма «Артист», 50 лет назад Пьер Этекс начинал с кино, по стилистике напоминавшее немое. В 61-м снял первую короткометражку. Почти без слов. Получился великолепный пластический этюд. Этекс-режиссер здесь придумывает уморительные гэги; Этекс-актер – в главной роли. Подобно Чарли Чаплину он выпускает на экран своего героя.
«Мой персонаж родился из моих клоунских номеров в цирке и парижском мюзик-холле, – рассказывает Пьер Этекс. – Я никогда не был комедиантом. Я не играл кого-то, не выдумал. Это всегда была карикатура на меня самого».
Щеголеватый, скучающий аристократ с несуразной походкой и неловкими движениями. Этому образу он останется верен и дальше. Ленту «Счастливая годовщина» сразу ждал триумф. Она принесла Этексу – Оскар «за лучший короткометражный фильм». Далее – первый полный метр – «Воздыхатель». Его герой по-прежнему в сложных отношениях с предметами и по-прежнему скуп на выражение эмоций.
«Я сразу решил, гримас должно быть мало, – говорит Пьер Этекс. – Тогда комический эффект сильнее. Не надо много смеяться и кривляться. Мой приём – это сдержанная мимика, спокойствие и пассивность - что бы ни происходило!»
Вершиной фильмографии Этекса называют картину «Йо-йо» 65-го года. История разорившегося миллионера, который отправляется странствовать с цирковой наездницей. Их сын Йо-йо станет великим клоуном и вернет утраченное состояние. Франсуа Трюффо в письме Этексу напишет: «мне нравится здесь каждый кадр, каждая мысль, так много нового открылось о кино».
Сегодня Пьер Этекс мечтает снять новый фильм. Порассуждать в нём о природе юмора. Пока путешествует. В Москву – приехал из Мексики. Затем – в Нью-Йорк и на Кубу. Говорит: «К счастью, смех есть в любой стране».
Новости культуры