"Монолог" Павла Лунгина на телеканале "Россия К"
С 30 сентября по 3 октября в 23:00 в эфире телеканала "Россия К" – премьера программы "Монолог в 4-х частях. Павел Лунгин".
Программа "Монолог в 4-х частях" (30 сентября - 3 октября, 23:00) – это увлекательный рассказ о своей судьбе человека и художника, сценариста и кинорежиссера, лауреата Каннского кинофестиваля и народного артиста России Павла Лунгина. Сегодня он – один из самых известных и почитаемых российских кинорежиссеров. Множество наград, премий, почетных званий. Но самое главное, что его фильмы всегда отличает своя особенная интонация, свой способ познания происходящего. В его картинах всегда проявляется внутренний мир героя, строй его души и это всегда желание понять что-то про себя сегодняшнего и ощутить себя в этом времени. "Я начал снимать фильмы поздно, в 40 лет, и у меня было мальчишеское желание играть с разными жанрами. Но при этом все мои фильмы посвящены такому элементу жизни человека, как "просыпание души" в самых разных ситуациях. И как раз сила этой моей личной истории в том, что душа просыпается практически в ком угодно. Как это происходит и почему – для меня, может быть, самая большая загадка. У Гумилева есть такая строчка. "Так воет от сознания бессилья тварь мерзкая, почуя на плечах еще не появившиеся крылья". Для меня жизнь человека – это и есть агония прорастания этих самых крыльев".
Все начинается с детства. Пусть еще неосознанно, но все закладывается там и тогда. Павел Лунгин родился в Москве в семье сценариста Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. "В моей семье отец был воплощением искусства. Он был ярко талантлив, остроумен, легок, папа был в стихах, придумках, а все связи с внешним миром, в том числе и с детьми, шли через маму. В каждой семье существуют альянсы кого-то с кем-то. У нас мама и папа всегда были единым целым, их отношения и любовь были более важны, чем все остальное".
Павел Лунгин вырос, окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ и Высшие сценарные курсы, стал режиссером и отправился жить за границу, во Францию. В 1990 году вместе с "Золотой пальмовой ветвью" Лунгину вручили постоянный вид на жительство во Франции. По регламенту Каннского фестиваля его предоставляют всем призерам-иностранцам. "Когда я жил во Франции, мне все время хотелось думать о России. Франция – это миф моей семьи. Своим здесь я себя до конца так и не чувствую, но и чужим я себя здесь не считаю. Наверное, у меня было представление о моей Франции, которой уже и не существует. У меня это было связано с рассказами мамы, с песнями Эдит Пиаф, с иным, чем сейчас временем. Ну и, конечно, язык, который является системой координат. Без русского языка что-то начинает высыхать в твоей душе, она так сжимается, скукоживается как шагреневая кожа. Когда я это почувствовал, я быстро вернулся обратно". В программе Лунгин подробно рассказывает о жизни в эмиграции, о том, как складывались его взаимоотношения с Францией, о полученном знаке офицера Ордена Почетного легиона.
Свой первый фильм "Такси-блюз" Павел Лунгин снял по собственному сценарию. Фильм имел триумфальный успех на Каннском кинофестивале и взял главный приз. "Первый фильм – это всегда катастрофа! Это просто какое-то харакири. Сценарии я писал и до этого, но они всегда потом давали какие-то ужасно убогие фильмы. Я не мог понять, в чем дело. Мне было стыдно, сценарии вроде ничего, а почему то фильмы выходят убогие. Я стал брать псевдонимы, пока, наконец, не понял, что мои сценарии не универсальны. Для меня идеальный сценарий тот, который может поставить любой режиссер. В моих же сценариях я описывал уже готовые фильмы. С этого времени я начал пытаться стать режиссером, но это было очень сложно!"
Уровень кино во многом определяют актеры. Лунгин сам ищет актеров, способных, прежде всего, потрясать и убеждать. Олег Борисов в фильме "Луна-парк", Наталья Коляканова в "Бедных родственниках", Петр Мамонов в "Острове" и "Царе". Рассказывая об этих фильмах, Лунгин объясняет особенности своей работы с актерами, о режиссерском способе "уплотнения мира". "Профессия режиссера – это все время выхватывать из толпы именно своих персонажей и героев. У меня всегда складываются с актерами хорошие отношения. Это все похоже на охоту на уток. Ты должен понять, как эта роль войдет в этого актера. Режиссер – тот, кто создает мир. И мир этот чем-то похож, в чем-то совсем не похож на то, что нас всех окружает. Главное погрузить в этот особый твой мир зрителя. И там внутри ты начинаешь этот мир уплотнять. Думаешь, как описать героя, чем окружить его, чтобы сразу было понятно кто он. У меня всегда складываются хорошие отношения с актерами".
В 2006 году Павел Лунгин снял фильм "Остров", который стал событием в культурной жизни России. Этот фильм собрал 14 премий и 3 приза. "Мамонов мучился сильно, он взял в себя эту роль, характер, принял в себя эту разрушительную силу. В те дни, когда не снимали, он бродил как волк и все думал. "Остров" – это фильм не про религию совсем, это фильм про стыд, про раскаяние, про человека, прикованного к своему стыду, про то, как человек проживает внутреннюю боль снова и снова, и снова".
В программе Павел Лунгин вспоминает о работе над фильмами "Свадьба", "Олигарх" и "Дирижер". Своего "Дирижера" режиссер называет личным и даже интимным, поэтому и не отправлял его ни на один европейский фестиваль. Речь также пойдет о документальном фильме "ГУЛАГ: секрет счастья", в конкурсе видеофильмов МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге эта работа получила приз "Серебряный Голубь". "Я считаю, что искусство – это способ изгнания дьяволов. Мы не можем изменить мир, но мы можем каким-то образом подготовить людей. В моем характере думать про эту жизнь, смеясь или ужасаясь. А еще фильмы – это возможность не чувствовать себя одинокими. В том смысле, что читаешь вот стихотворение и понимаешь, что автор он такой же, как и ты сам. Ты не один, непонятый и лишний, а есть еще люди из твоего племени".
В программу включены фрагменты художественных фильмов Павла Лунгина, а также фото- и видеоматериалы из личного архива режиссера.
Пресс-служба телеканала "Россия К"