В "Царское Село" вернулось столовое серебро времен императора Николая Второго
В коллекции музея-заповедника «Царское Село» пополнение. В Петербург вернулось столовое серебро, принадлежавшее Пьеру Жильяру – он был преподавателем французского языка у детей императора Николая Второго. Судьба этих сервизов, подобно королевским подвескам из «Трёх мушкетеров», заслуживает места в сюжете приключенческого романа.
Столовые приборы, которые находятся в этих дубовых футлярах, хоть и сделаны из серебра, требуют такого же нежного обращения, как и фарфор. В музей-заповедник «Царское Село» они прибыли совсем недавно. Даже не все сотрудники успели как следует их рассмотреть. Оба набора княжна Анастасия подарила своему любимому учителю французского Пьеру Жильяру. О том, что это серебро вообще существует, в России узнали недавно. Но оставалась загадка – почему один из комплектов неполный?
«Мы отметили для себя, что да, к сожалению, не комплект, но рады и этому. И только оказавшись в Лозанне, и беседуя с дарительницей, мадам Гадэ, я узнала, что есть семейное предание, вполне убедительное. Она дарила, начиная с 1909 года, по одному прибору в год», – говорит заместитель директора ГМЗ «Царское село» Ираида Ботт.
Весь комплект из 12 приборов должен был собраться к 1920 году. Но последний подарок пополнил коллекцию в январе 1917-го. Тут и начались приключения столового серебра и их владельца. После революции Пьер Жильяр, как и другие придворные, последовал в ссылку за императорской семьей. После расстрела он и его коллега – «старшая комнатная девушка» Александра Теглева – смогли покинуть Россию. В Швейцарию они пробирались через Владивосток и Сан-Франциско, совершив почти кругосветное путешествие. Поженились уже после эмиграции. И все это время преданный учитель не расставался с увесистыми футлярами.
По иронии судьбы, ни чайный сервиз, ни набор столовых предметов никогда не использовался по назначению. Пьер Жильяр бережно хранил все подарки маленькой княжны. Вероятно, поэтому столетнее серебро сохранилось практически нетронутым.
Вывезенные сокровища на протяжении всего XX века хранились в семье Жильяра в Лозанне. Представители музея смогли связаться с наследниками и договориться о передаче драгоценностей на родину. Год назад в Александровский дворец вернулись часы и брошь Александры Теглевой, которые та лично получила от императрицы. Сейчас пришла очередь серебряного сервиза. Помогла племянница Жильяра Мари Клод.
«Ее слово было определяющим, когда на семейном совете обсуждался вопрос – дарить в музей эти предметы или выставлять на аукцион», – отмечает Ираида Ботт.
Пока вновь приобретенное серебро обычные посетители Александровского дворца не увидят. Но у сотрудников есть грандиозный план – сделать выставку личных вещей приближённых императорской семьи. В тех же интерьерах, где некогда жили русские цари и их слуги.
«Все эти люди очень любили царскую семью. Как мы знаем, никто не оставил их. Только чудом спаслись из Тобольска», – поясняет сотрудник ГМЗ «Царское село» Ольга Деревцова.
Реконструкция второго этажа Александровского дворца, где жили царские дети, их няни и учителя, намечена только на 2018 год. Хотя, может, как раз за это время в Петербург вернутся и другие вещи из чудом сохраненного архива преданного учителя французского.