20 января 2015, 12:20 20 января 2015, 13:20 20 января 2015, 14:20 20 января 2015, 15:20 20 января 2015, 16:20 20 января 2015, 17:20 20 января 2015, 18:20 20 января 2015, 19:20 20 января 2015, 20:20 20 января 2015, 21:20 20 января 2015, 22:20

Продолжается реставрация собора Владимирской иконы Божией матери

  • Продолжается реставрация собора Владимирской иконы Божией матери
Проект этого памятника русского барокко приписывают самому Бартоломео Растрелли. К этому моменту мастера уже воссоздали иконостас Растрелли в верхнем храме и начали золотить купола.

В Петербурге в соборе Владимирской иконы Божией матери продолжаются реставрационные работы. Проект этого памятника русского барокко приписывают самому Бартоломео Растрелли. К этому моменту мастера уже воссоздали иконостас Растрелли в верхнем храме и начали золотить купола. 

Только не черные. Так говорят историки про цвет куполов Владимирской церкви. В православии каждый оттенок имеет свое значение. Как правило, темные купола - символ монашества. Синие - у храмов, построенных в честь Богородицы, зеленые - в честь Святой Троицы или угодников Божиих. А вот золотые - у самых главных соборов города, Спасов. С середины XIX века именно такими были купола церкви Владимирской иконы Божией матери.

«Повторная реставрация позолоты куполов была проведена, как ни странно, в 1924 году. В то время храм принадлежал обновленцам. Видно, они и собрали деньги. Проведена была реставрация позолоты, потом начались активные гонения на церковь, и уже в тридцатые годы церковь была закрыта», - рассказывает председатель приходского совета собора Владимирской иконы Божией матери Иван Раевский.

Кадры кинохроники тех лет. С куполов срезали кресты, иконы сжигали. В 1932 году в Петербурге ввели запрет на церковный звон - колокола переплавляли, в лучшем случае отдавали городским театрам.

Редкие снимки. В часовне на Колокольной улице - справочное бюро. В самом соборе - трикотажное производство. Восемь с половиной лет шла научная реставрация. Архитектор Юрий Кирс фактически воссоздал стиль Растрелли.

«Так как верхний ярус был сохранен, то вся реставрация строилась на аналогах рам, декора всех элементов верхнего яруса. Это облегчало во многом задачу, плюс было исследование, очень много аналоговых памятников, в частности, - Никольский собор - иконостас Чевакинского, потому что этот иконостас - времен Растрелли, стилистика очень схожа», - объясняет архитектор, автор проекта реставрации иконостаса собора Владимирской иконы Божией матери Юрий Кирс.

В этой мастерской иконостасу вернули прежний блеск - его покрыли тонкими, почти воздушными листами сусального золота.

«Прикосновение к Растрелли ни с чем не сравнить, - делится позолотчик Ольга Зуенкова. – С трепетом и гордостью я занималась и занимаюсь таким делом - восстановлением и реставрацией вот этого иконостаса».

Этот иконостас уникален. Он украшен иконами по обе стороны алтаря. В России подобное можно увидеть всего в трех храмах, в том числе, во Владимирской церкви. Любопытно, что среди икон хранилось послание потомкам, которое прочли только сейчас. Здесь сказано: «В 1900 году золотили иконостас позолотчики - старший Алексей Петров из Ярославской губернии, а также Федор Богданов и Иван Кулаков. Вспомните про нас и помяните, мы добросовестно выполнили свою работу».

В верхнем храме каждый день проходят службы. А вот в нижнем - тихо и безлюдно. В советское время здесь все разрушили. Граница алтаря отмечена красной линией как явное напоминание потомкам - есть рубежи, которые переходить нельзя.
 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация