На Открытом фестивале анимационного кино показали "Гофманиаду"
Долгожданная премьера. На Фестивале российской анимации, который проходит в Суздале, показали «Гофманиаду». Работа над этим фильмом продолжалась почти два десятка лет. Впечатлениями делится Юлия Струкова.
Ежегодно в древний город Суздаль съезжаются более полутора тысяч тех, кто имеет отношение к анимации, режиссеры, звукорежиссеры, художники, сценаристы представители сорока студий, студенты и просто любители мультфильмов. Они на каждом фестивале свои лозунги и темы. Они обыгрываются на церемониях открытия и закрытия, предваряют конкурсные показы. На этот раз – это «вкусная анимация» в широком смысле.
Одно из центральных событий – первый показ в России 70-минутной «Гофманиады». Почти полночь – зал переполнен ‒ зрители, профессионалы, строжайшие ценители. Это самый большой проект «Союзмультфильма» со времен распада СССР ‒ его делали 18 лет. Он то разрастался, то замирал, когда заканчивалось финансирование. Режиссер Станислав Соколов вспоминает: «Когда были остановки, это были печальные моменты, но мы все равно продолжали работать на энтузиазме».
«Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек» ‒ картина по мотивам этих сказок переплетается с жизнеописанием самого Гофмана. Канцелярский служащий, писатель, композитор – в дневниках, на которые ориентировались создатели. Мир «Гофманиады» создавали вручную из 150 кукол по эскизам Михаила Шемякина, по технологиям, придуманным только для этого фильма.
«Мы делали без компьютерного одушевления, потому что компьютерное движение кукол отвратительно выглядит. Лучше, когда аниматор своими руками передвигает кукол, а не с помощью удлинений пальцев цифровых», ‒ добавил Станислав Соколов.
Оператор выстроил систему передвижения камер, они могли даже въезжать в декорации. Спецэффекты ‒ в основном там, где превращения – до 150 слоев.
В фойе турцентра фестиваля – беспрерывные конкурсные показы. Отдельно – анимация прикладная. Ее еще называют коммерческой. Иван Максимов – в конкурсе с корпоративным клипом на музыку Баха в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа.
Жюри, похоже, в затруднении, как выбирать победителей в прикладной анимации – слишком она разнообразна. «Хочу спросить коллег по жюри: чему мы отдаем предпочтение? Есть картины визуально очень красивые, но пустые, как воздушный шарик. А есть наоборот ‒ очень хорошее содержание, но не дотянуты рисунок, фактура, проработки деталей», ‒ отметил режиссер, член жюри фестиваля Владимир Грамматиков.
Мультфильмы – полнометражные и короткие, мэтров и дебютные – будут крутить здесь еще два дня. Передохнуть можно только глядя на древние соборы в мартовском снегу.