Теодор Курентзис дал концерты в Доме музыки и соборе Непорочного Зачатия Девы Марии
Теодор Курентзис – мастер подлинности, апостол аутентичности в музыке. Для его творчества - это важнейший компонент. Хотя сам он говорит, что у него просто такой вкус. И добавляет: "Конечно, ангелы могут летать где угодно. И к аутентисту они могут не прилететь, а могут прилететь к тому, кто Моцарта играет в метро. Но обычно Бог появляется там, где его ждут".
На этой неделе его очень ждали в Москве, в Международном Доме музыки и в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии. И дождались. Репортаж Анны Галинской.
Из аэропорта без багажа, так как он утерян, минуя гостиницу, сразу - в Дом музыки. "Свадьбу" играют здесь. В России Теодора Курентзиса и его оркестра MusicAeterna не было несколько месяцев - участие в Зальцбургском фестивале и гастроли по Европе еще раз дали понять - музыкальный мир без Пермского театра не может.
"Я до сих пор не понял, самолеты...как с корабля на бал", - говорит Теодор Курентзис.
Почти на бал - на его преддверие. Московскую публику пригласили на девичник - до свадьбы 12 часов, невест к церемонии готовит Теодор Курентзис, показывая этот сакральный процесс - тайные разговоры, напряженное ожидание, внезапное веселье, агрессия, плач, спокойствие - этот вокальный театр раскрывает все состояния невесты.
"Эти все девичьи наказы перед свадьбой - тебя это ждет и это. Невеста в сомнениях, а готова ли она выйти за этого? А, может, все-таки за этого, - объяснил Теодор Курентзис. - Народная музыка и все эти ритуалы, как свадьба, например - это такая серьезная мистерия, которая происходит у каждого второго в жизни, и самое ужасное - мы потеряли все традиции, которые существуют сотни лет!".
Композитор с сербскими корнями Ана Соколович насытила оперу народными мотивами, но ни привычных арий, ни речитативов здесь нет - свободная вокальная композиция длится ровно час - бессюжетно, но наполнено - эта загадочная и тревожная опера все-таки привела к возгласам и крикам, как и должно быть на свадьбе.
"Два вечера подряд, и оба - ночью, перед полуночью. Хотя, на римско-католический собор Теодор Курентзис обещает спустить "Вечный свет" - Lux Aeterna, как гласит афиша на латинском. Эксклюзивную программу уже услышали в нескольких городах Европы, а в Москве эта духовная мистерия впервые", - отметила композитор Ана Соколович.
Концерты Курентзиса часто называют спиритическими сеансами, желающих попасть - огромное количество. Самый большой католический собор в России - и ни одного не то, что свободного места - приставного стула не найти. И поклонники, и критики - в одной большой очереди.
"Теодор Курентзис - один из моих самых любимых музыкантов, я стараюсь не пропускать ни одного его концерта, и в Москве, и в Перми. В других городах я тоже много раз бывал", - отметил музыкальный критик Петр Поспелов.
На этот раз, маэстро заставил публику ждать. Появился, как всегда, в нужный момент - когда ночь и тишина стали одним.
Искусственного света нет - разве что, от уличных фонарей и афиш. Горят только неяркие свечи в руках - и внутренний свет, который должен быть вечным - все-таки Lux Aetrna. Этот концерт - почти богослужение - духовная музыка последнего тысячелетия - от церковных распевов XII века монахини Хильдегарды Бингенской - до сочинений нашего современника - авангардиста Дьёрдя Лигети. Это долгий путь- через музыку Стравинского, Пярта и Шнитке.
Маэстро, которого давно называют шаманом и мистиком за его способность создавать на любой площадке духовную мистерию, на этот раз полностью оправдал свою репутацию, погрузив слушателей сначала в полную тишину, а затем - в транс.
"Это накладывает большую ответственность. Если анализировать это, понимаете, насколько ты ответственен в этот момент - наполнить молчание информацией, которая раскроется в сердцах людей", - подчеркнул Теодор Курентзис.