В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка Пиранези – "До и после"
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина открывает выставку «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века». «До» – это предшественники и непосредственные учителя итальянского мастера XVIII века. «После» – художники и архитекторы вплоть до нынешнего века. Творчество Пиранези вдохновляло многих - не только придворных архитекторов Екатерины II, но и русских авангардистов, и даже современных кинорежиссёров и разработчиков компьютерных игр.
Итальянское искусство так и просится в Пушкинский музей. Не успел посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини на прошлой неделе открыть здесь выставку Рафаэля, как снова приглашен на торжественное событие. Открывать выставку другого знаменитого итальянца – Пиранези, наверное, самого знаменитого художника-графика в мире.
«Наше посольство может привезти в Москву выставку Рафаэля, Пиранези, организовать гастроли театра "Ла Скала" в Большом. Но вот что касается экспорта итальянской погоды в Москву, в частности, такого специфического продукта, как солнце, у нас есть пока некоторые трудности», – признался посол.
В этой шутке только доля шутки. Пиранези – как раз тот художник, творчество которого повлияло на туристическую привлекательность Италии. Благодаря своей любви к римской античности и к деньгам, которые приносила продажа гравюр на эту тему, Пиранези создал миф о Риме. Он писал целые трактаты на тему античной римской культуры, считая ее выше культуры греческой. Но, главное, оставил сотни пейзажей с римскими развалинами, в которых придавал вечному городу драматизм и масштабность.
«Предметы античности, как осколки археологии – Пиранези впервые пришло в голову делать с них слепки и продавать, вместе с офортами, которые он тиражировал, для того, чтобы расширять представление об этом чудесном мире среди большого количества людей. И таким образом это произошло. Это стало модой, распространенным явлением», – пояснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Пушкинский музей показывает не только работы самого Пиранези, но и советских архитекторов, на творчество которых он повлиял. В 1920 - 1930-е годы в Советском Союзе вынашивались грандиозные планы по созданию имперской, почти античной архитектуры. Некоторые работы впрямую копируют итальянские памятники с гравюр Пиранези. Замок Ангела в Риме, неподалеку – несостоявшийся проект одного из советских архитекторов.
«Они заражались этим вирусом, если так можно сказать. Потому что Пиранези – это не просто человек, который показывал красивый Рим, но он заражал всех этим вирусом масштаба и безумства», - подчеркнул и.о. ректора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ Семен Михайловский.
Выставка демонстрирует все аспекты творчества художника. Показывая его и как гравера, и как рисовальщика, и как ученого-исследователя. Такой масштабный проект не мог быть реализован без поддержки меценатов, банка ВТБ.
«Банк работает в направлении не только организации таких публичных мероприятий, но часть финансовых средств также направляется на поддержку работы самого музея, на реставрацию картин, на работу с детскими учреждениями», - отметил вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.
Риму повезло с Пиранези. Впрочем, справедливо и обратное. Вряд ли в какой-нибудь другой европейской столице Пиранези – родившийся, к слову, не в Риме, а в Венеции – нашел бы такую благодатную почву для своего таланта.