1 марта 2016, 13:47 1 марта 2016, 14:47 1 марта 2016, 15:47 1 марта 2016, 16:47 1 марта 2016, 17:47 1 марта 2016, 18:47 1 марта 2016, 19:47 1 марта 2016, 20:47 1 марта 2016, 21:47 1 марта 2016, 22:47 1 марта 2016, 23:47

К 75-летию Андрея Смирнова

  • К 75-летию Андрея Смирнова
  • К 75-летию Андрея Смирнова
  • К 75-летию Андрея Смирнова
  • К 75-летию Андрея Смирнова
12 марта юбилей отмечает режиссер, сценарист и драматург Андрей Смирнов. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – документальный фильм Ирины Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков» (11 марта, 22:35) и мелодрама «Осень» (11 марта, 21:05).

12 марта юбилей отмечает режиссер, сценарист и драматург Андрей Смирнов. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – документальный фильм Ирины Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков» (11 марта, 22:35) и мелодрама «Осень» (11 марта, 21:05).

Первая серьезная самостоятельная работа Андрея Смирнова – киноновелла «Ангел» по одноименному рассказу Юрия Олеши – двадцать лет пролежала на полке и вышла только в 1988 году в составе альманаха «Начало неведомого века». В 1970 году на экраны вышел культовый фильм «Белорусский вокзал». Более 40 лет эта кинолента остается одной из лучших, посвященных теме Великой Отечественной войны. После знаменитого «Белорусского вокзала» была мелодрама «Осень» (11 марта, 21:05), поставленная по сценарию Андрея Смирнова «Рябина – ягода нежная». Картину запрещали показывать в Москве, и желающие посмотреть на историю любви ездили в Балашиху и Мытищи. Была еще драма «Верой и правдой» о переломном этапе для советской архитектуры. После нее Смирнов, не согласный с тем, что его ленты подвергаются цензуре, перестал снимать. «Каждый был профессиональным лгуном, и другого выхода не было. Потому что, чтобы снять хоть что-то отличающееся от обычной жвачки, приходилось врать на каждом шагу. Как правило, как только был живой кадр, немедленно на это набрасывались редакторы. И на самом деле урон был эстетический огромный. Вот с этим смириться было невозможно», – заверяет режиссер.

Переквалифицировавшись в драматурга, Андрей Смирнов создал несколько пьес. По его сценариям было снято в нашей стране три картины, сам он снимался в фильмах у Сергея Юрского, Василия Пичула, Алексея Учителя, Кирилла Серебренникова, Авдотьи Смирновой, Андрея Звягинцева, но все это время, по словам самого Смирнова, продолжал оставаться кинорежиссером. Вернувшись в режиссуру после почти 30-летнего перерыва, Андрей Смирнов снял по собственному сценарию исторический фильм «Жила-была одна баба», повествующий о событиях Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами крестьян. Картина была представлена на XIX кинофестивале «Окно в Европу» (Выборг) и в конкурсной программе XXV Фестиваля мирового кино в Монреале. Фильм был удостоен премии «Ника» в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая сценарная работа».

К работе над картиной Андрей Смирнов, по его собственным словам, сознательно шел почти 30 лет. И даже называет точное время, когда возник замысел новой картины – ночь с 23 на 24 декабря 1987 года. «Снять картину об Антоновском восстании», – так было написано на клочке бумаги.

Съемки документального фильма «Под говор пьяных мужичков» (11 марта, 22:35) проходили во время работы Андрея Смирнова над картиной «Жила-была одна баба». В ленту вошли размышления режиссера о жизни, судьбе, творчестве и о великой русской культуре. Также зрители узнают, что думают о жизни те самые «пьяные мужички» – местные жители тамбовской деревни, где Андрей Смирнов снимал свою историческую киноленту. В фильме использованы фрагменты художественных фильмов Андрея Смирнова, кадры кинохроники, фото- и видеоматериалы из его личного архива.

«Название "Под говор пьяных мужичков" – это исключительно прерогатива Андрея Сергеевича, – рассказывает режиссер фильма Ирина Бессарабова. – Посмотрев готовую работу, он сказал, что мое название "Андрей Смирнов. Избранное" звучит очень пафосно, и предложил строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Родина", написанное в 1841 году: "И в праздник, вечером росистым, / Смотреть до полночи готов / На пляску с топаньем и свистом / Под говор пьяных мужичков". Интересно, что через сто лет, в 1941 году, родился Андрей Смирнов, который тоже не представляет свое творчество без "говора пьяных мужичков", потому что для него очень важна эта исконно-русская среда. Для меня имя Андрея Смирнова всегда ассоциировалось со словом свобода в его самом широком смысле: свобода слова, свобода прав человека, свобода творчества... В свое время его отец – писатель, историк, режиссер Сергей Смирнов – впервые рассказал правду о Брестской крепости. Всю свою жизнь он занимался реабилитацией героев. Он заставил страну-победительницу вспомнить тех, кому она была обязана миром и жизнью. Благодаря Сергею Смирнову, были награждены люди, которые не рассказывали о своих подвигах, и восстановлены добрые имена солдат, попавших в годы войны в плен. Он говорил, что пленные не виноваты в своей судьбе и несмотря ни на что они – герои. Поэтому тема свободной личности в России и справедливого государственного устройства – неслучайна для Андрея Смирнова. Самое удивительное, что в личности этого режиссера уживаются и жажда гражданской свободы, и необходимость свободы творческой. С одной стороны, он совершенно оторван от земли, поскольку свободный художник, с другой – укорененный в земле человек, заботящийся о свободе каждого гражданина в своей родной стране. В фильме "Под говор пьяных мужичков" мы попытались донести еще одну очень простую мысль: любить Родину – это значит беречь, изучать, помнить, переживать ее судьбу как свою. И что за этими словами – целая жизнь: сотни прочитанных книг, годы работы в архивах, многочисленные встречи с людьми из российской глубинки, а главное – труд осмысления».

Призы: Диплом международного кинофестиваля «Зеркало» (2010); Специальный приз и Диплом Председателя жюри Герца Франка на Международном кинофестивале документальной мелодрамы «Саратовские страдания» (2010).

Пресс-служба телеканала "Россия К" 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация