"Живое слово". Новые выпуски интеллектуального реалити-шоу
Со 2 ноября, по будням, в 20:45 на телеканале «Россия К» – новые выпуски интеллектуального реалити-шоу «Живое слово», главная цель которого изменить привычный со школы взгляд на изучение русского языка. Ведущий – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Владимир Аннушкин.
Новый цикл программ «Живое слово» посвящен разделу русского языка «Орфография и орфоэпия». Участники будут учиться правильно говорить и выражать свои мысли, разбирать актуальные правила грамматики и орфографии и в конце каждого урока писать мини-диктант в сотрудничестве с партнерами реалити-шоу – проектом «Тотальный диктант».
В группе обучающихся, как и прежде, 9 человек – люди разных национальностей и профессий, из которых 2 человека учат русский язык как иностранный, а 7 живут в России и улучшают свой собственный уровень родного языка. Участники: итальянец Джанлуиджи Майорино, индианка Нидхи Балачандран, мастер спорта по гребле на каноэ Михаил Орехов, спортсмен Данила Бокун, директор детского лагеря МВД Алевтина Новикова, инженер-строитель Ольга Сомова, журналист Павел Ефанов, актриса Дарья Шаталина, филолог, преподаватель и журналист Евгений Славутский.
На первом уроке – разбор сложных случаев с ударением в словах «свёкла-свекла», «прИгорошни-пригОршни», обсуждение античного текста о природе красноречия, слов иностранного происхождения «буржуазия» и «демократия», ударения в других языках. А также выразительное чтение на примере текста Л.Н. Толстого и диктант по тексту А.П. Чехова, отрабатывая правило «правописание «не» с прилагательными».
Второй урок будет посвящен пословицам, связанным с языком, вульгаризмам разговорной речи, анализу изменения нарративной речи на примерах телевизионных выступлений 1982 и 2015 годов. А также правилам постановки мягкого знака в окончаниях «ться-тся», выразительному чтению на примере детского текста С.Я. Маршака и диктанту по его же тексту, отрабатывая правило «запятая при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях».
На третьем уроке речь пойдет об уменьшительных суффиксах в именах собственных и именах-отчествах, о территориальных различиях в произношении «что-што», «булочная-булошная», «коричневый-коришневый». А также лингвистический анализ текста Н.В. Гоголя, ударения в словах с «е» и «ё» – «гренадер или гренадёр», «белесый или белёсый», выразительное чтение на примере текста С.Я. Маршака и диктант по А.И. Герцену, отрабатывая правило «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
На четвертом уроке – «перескакивающие ударения» и самый болезненный вопрос об ударении в глаголе «звонить». Разбор текста К. Паустовского, разговор о правилах употребления твердого знака и его функциях, диктант по тексту В. Набокова, отрабатывая правило «правописание «не» с глаголами».
На пятом уроке – разбор архаичных окончаний в прилагательных – «одинокой-одинокий», «зоркий-зоркой», лингвистический анализ текста Михаила Сперанского, выразительное чтение и диктант по тексту С. Аксакова, отрабатывая правило «написание ть-ться» в глаголах.
На шестом уроке – приставки и ударения, лингвистический анализ текста М. Сперанского об ораторском мастерстве, выразительное чтение по ролям водевиля А.П. Чехова «Медведь» и диктант по тексту Л.Н. Толстого, отрабатывая правило «знаки препинания в сложносочиненных предложениях».
На седьмом уроке – качественные и относительные прилагательные и сложности в словоупотреблении, чередование согласных перед глухими и звонкими звуками, лингвистический анализ древнерусского текста, разбор в значениях – «персона грата», «камень преткновения», «О времена! О нравы!», выразительное чтение и диктант по тексту А.П. Чехова, отрабатывая написание частицы «бы».
На восьмом уроке – контекст использования местоимений «я», «ты», «вы», лингвистический анализ текста Дмитрия Лихачёва, правильное написание частицы «не» с наречиями, выразительное чтение текстов А.С. Пушкина, диктант по фрагменту из романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
На девятом уроке – склонение сложных числительных, лингвистический анализ текста М. Ломоносова о любви, выразительное чтение в скороговорках, диктант по Жюлю Верну, отрабатывая правило правописания числительных.
На десятом уроке – понятие «культура речи», глагол, лингвистический анализ текста из книги «Правила хорошего тона» 1888 года, диктант по тексту А.С. Пушкина, отрабатывая правило написания запятой при причастном обороте.
На одиннадцатом уроке – особенности обозначения лиц по профессиям в зависимости от пола, лингвистический анализ текстов о вкусе, диктант по тексту Л.Н. Толстого, отрабатывая правила использования двоеточия.
На двенадцатом уроке – деепричастия, лингвистический анализ текста Н.М. Карамзина, выразительное чтение стихов М.Ю. Лермонтова и диктант по тексту А. Соболева, отрабатывая правило постановки запятой в бессоюзном предложении.
На тринадцатом уроке – наречия «набекрень», «навыворот», «наспех», «на смех», «наотрез» и других, лингвистический анализ текста Н.В. Гоголя о русском слове, выразительное чтение стихов и отработка правил правописания сложных слов в диктанте по тексту Ф. Тютчева.
На четырнадцатом уроке – обсуждение значений фразеологизмов «рукой подать», «ломать голову», «трещит по швам», лингвистический анализ текста по знаменитым высказываниям А.С. Пушкина о русском языке, выразительное чтение монолога Сальери и диктант по И.А. Бунину, отрабатывая правило постановки тире в бессоюзном предложении.
На пятнадцатом уроке – разбор междометий, риторические вопросы, диктант по тексту И.С. Тургенева, отрабатывая конструкцию «обращение».
В программе шестнадцатого урока примут участие лучшие ученики, которые параллельно с участниками «Живого слова» писали диктанты на сайте проекта «Тотальный диктант». По итоговому диктанту будет выявлен самый грамотный из самых грамотных зрителей реалити-шоу «Живое слово».
Пресс-служба телеканала «Россия К»