Режиссёр советских фильмов-опер Владимир Гориккер отмечает юбилей
90 лет исполнилось сегодня российскому режиссеру Владимиру Гориккеру. В детстве он учился в музыкальной школе, где занятия курировала одна из знаменитых сестёр Гнесиных. Уроки не прошли даром – позже, получив режиссерское образование, Владимир Гориккер объединил знания и создал, по сути, новый для советского экрана жанр – фильм-оперу. В его лентах игра выдающихся актеров сочетается с настоящим оперным вокалом. Так, в образе Моцарта соединились две великих индивидуальности – Иннокентия Смоктуновского и Сергея Лемешева. А образ Лауры в «Каменном госте» на экране воплощала балерина Большого театра Лариса Трембовельская, а за кадром звучало непередаваемое меццо Тамары Синявской.
В детстве Владимир Гориккер мечтал стать трубочистом, потом дирижером. В итоге попал в кино. Как он сам говорит, от детских мечтаний ушел недалеко: вместо дымохода – объектив камеры, а вместо дирижёрской палочки – мегафон режиссера. Гориккер – творец редкого жанра: кинооперы.
«Иногда с режиссерами были такие разговоры: тебе хорошо, говорил он, за тебя все сделал композитор, он уже монтаж решил, что за чем следует. А как мне быть, я делаю монтаж, и не знаю, какой кусок, куда поставить? Я говорю: значит, ты неправильно написал сценарий. Монтировать надо в сценарии, а не в монтажных», – говорит он.
В одной из первых работ Гориккера сыграл Иннокентий Смоктуновский – самый интеллектуальный актёр советского кинематографа. Кинопостановка оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» на сюжет «маленькой трагедии» Пушкина в 1962-м взяла Гран-при на Кинофестивале в Бергамо. Фильм купили 83 страны. В 1963-м году режиссер ставит «Иоланту» Чайковского. Опера в воплощении Гориккера становится хитом, а миллионы зрителей по всему миру – её поклонниками.
«Я думаю, что определение кинооперы применительно к его кинематографу – обе части слова в равной степени важны. Это опера, но это и кино. И удивительно, потому что жанр самый статичный – опера. И тем не менее, это кино, и кино настоящее», – отмечает кинокритик Евгений Марголит.
Свои эксперименты Владимир Гориккер продолжил в фильме «Осенние колокола». Музыкально-поэтическая фантазия – жанр, придуманный режиссером. В основе – сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». В фильме звучат Мусоргский, Шостакович, Щедрин. Лента собрала большое количество международных наград.
«Я оставил только текст Пушкина, но, вгрызаясь в текст вот так, как я рассказывал об опере, я вдруг увидел возможность развивать то, на что Пушкин намекает. Например, он говорит, что царь уехал в какое-то путешествие, а за это время его жена успела родить дочку. Это мне давало возможность сделать путешествие царя», – рассказал режиссер.
Владимир Гориккер продолжает работать – пишет веселые рассказы «Очевидки режиссериккера», придумывает идеи к документальным фильмам. Расстраивается, что нет учеников и последователей. И в то же время радуется, что многое успел.
К 90-летию Владимира Гориккера смотрите сегодня на нашем канале в 20:05 документальный фильм «Редкий жанр».