Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова
«Я всю жизнь свою провёл в мытье посуды и в сложении возвышенных стихов». Так писал о себе Дмитрий Александрович Пригов, и это лучшая характеристика попытки творчески соединить земное и небесное. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения человека, который занимает особое место в неофициальной отечественной культуре третьей четверти XX века – поэта, прозаика, художника, акциониста, музыканта. Словом, ренессансной личности эпохи тотального абсурда. Абсурд, впрочем, служил Пригову благодатнейшим материалом, а не поводом для пессимизма – «Что не нравится, я просто отменяю, а что нравится, оно вокруг и есть».
«Жизнь коротка, искусство долго, но в схватке побеждает жизнь» - эти слова, произнесённые Дмитрием Приговым, можно считать одним из его девизов. В «схватке» с искусством, Пригов признавал, что главный всё-таки он сам – не объект, а человек. Художник. Для которого жизнь и есть – главный арт-проект, искусство – способ познания мира. Пригов с юных лет был жадным до знаний, поглощал информацию в огромных количествах – про таких как он обычно говорят «человек энциклопедических знаний».
«Пригов роет везде, где может, это главный в нашем круге человек, который доставал, приносил. И все вместе мы развивались. Это очень важно, потому что Пригов был таким образовательным и образующим центром», - отмечает художник, скульптор Борис Орлов.
Пригов брал количеством, но выдавать стремился только качество. Написал около 37 000 стихотворений, как и мечтал. Но публиковать каждое не спешил. Из тысяч выбирал одно. Сочинять начал в юности, публиковаться – в зрелом возрасте. В России его впервые напечатали в 1986 году, когда Пригову было уже 46 лет. Художник в нём проснулся довольно поздно, но очень быстро в рамках «московского концептуализма» Пригову стало тесно. Он стремился к широкой аудитории – через самые разные источники. Часто нарушал правила. Создавал свою реальность, полную метафор и символов. Как истинный художник опережал и предсказывал будущее.
«Он такой в хорошем смысле вирусный. Это художник, который работал с искусством как программой конвенций, и эту программу менял. Я могу сказать, что еще в 70-е годы он разработал формы манипулятивных объектов, называемых окошками, систему Windows тогда еще не изобрели», - говорит заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.
Пригов отлично понимал, как устроено современное искусство, по каким схемам оно работает. Играл по правилам постмодернизма. Не гнушался самопиара. Не боялся самотиражирования. Пригов – сложный и разный, таким же было и отношение к нему. Его обожали, ненавидели, смеялись и не понимали. Но Пригову, кажется, было всё равно как его воспринимают – для него главное было нести свои идеи, войти в историю искусства – неважно кем: блаженным или одержимым.
К 75-летию со дня рождения Дмитрия Пригова смотрите на нашем канале сегодня, в 15.50, документальный фильм «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!».