В Пушкинском музее демонстрируют работы Ильи Зданевича
Илья Зданевич, Ильязд, он же Эли Эганбюри. Великий, как утверждали современники, разный, странный, толком так и не узнанный в России, хотя начинал, перебравшись из Тифлиса, в Москве и в Питере, в одно время с Маяковским и Крученых. Теоретик искусства, поэт, дизайнер, издатель. Автор заявления о башмаке, который прекраснее Венеры Милосской. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в нашей стране открылась выставка, посвященная творчеству Ильи Зданевича.
Его друзьями были Марк Шагал, Пабло Пикассо, Коко Шанель, Анри Матисс, Михаил Ларионов – все они в один голос говорили, что Ильязд – это талант. Но в России долгие десятилетия только знатоки авангарда хранили в памяти это имя, пока сам он творил на Западе. На выставке представлены прежде всего издательские работы Зданевича. Он перепробовал разные формы творчества и в 30-е годы полностью посвятил себя созданию книг в жанре «Книга художника» – это минимальные тиражи, дорогая бумага, оригинальный шрифт, экзотические материалы для обложки. В качестве иллюстраторов Зданевич привлекал друзей, Пабло Пикассо, к примеру.
«Он не просто издатель, он крупнейший дизайнер. Он выстраивал конструкцию своих изданий, продумывал весь иллюстративный ряд. И такие великие художники, как Пикассо, Миро, Дали следовали тому, что он диктовал. Это уникальная ситуация, это не удавалось ни одному издателю XX века», - отмечает куратор выставки, коллекционер Борис Фридман.
Среди экспонатов есть и портрет Зданевича кисти Нико Пиросмани, которого Зданевич, собственно, и открыл миру вместе с братом Кириллом в Тифлисе. А в своем эмигрантском парижском периоде Ильязд был секретарем Союза русских художников, организатором балов живописцев и дизайнером по тканям у самой Коко Шанель. Его рисунки в стиле ар-деко тоже есть на выставке.
Читайте также:
Представляем несколько фактов о творчестве Ильи Зданевича
На "Худсовете". Режис Гейро о выставке "Ильязд. XX век Ильи Зданевича"