Оперу "Милосердие Тита" поставили в Театре имени Бориса Покровского
Камерный театр имени Бориса Покровского продолжает пополнять репертуар музыкальными раритетами. В их ряду и опера Моцарта «Милосердие Тита». Это одно из двух последних произведений композитора, завершённых незадолго до его смерти. «Милосердие Тита» Моцарт сочинял одновременно с «Волшебной флейтой». Но феерическая «Флейта» в России ставится часто, а «Милосердие», написанное в честь коронации богемского монарха Леопольда Второго, не обладает столь же богатой сценической историей. Идея постановки принадлежит маэстро Геннадию Рождественскому. Он же выбрал и дирижёра-постановщика – Игната Солженицына. Подробности – в репортаже Алии Шарифуллиной.
Светлое, почти белёсое пространство, оглушающее пустотой. И в этом внешнем аскетизме разгораются такие страсти. «Милосердие Тита» – это любовь и ревность, месть и предательство, заговоры и покушения, и стоящее над всем этим милосердие.
«В самом произведении Моцарта уже заложено огромное количество пластов и смыслов. Здесь нужно было дернуть за нужную ниточку, которая необходимо была мне, художнику и дирижеру. Мы, сговорившись, дернули за одну ниточку. Попытались рассказать истории людей, которые сомневаются, любят, предают», – пояснил режиссер-постановщик Игорь Ушаков.
Дирижёр-постановщик оперы – Игнат Солженицын. Он давно влюблен в это столь редко исполняемое произведение Моцарта, шедевр, с которым, по его мнению, обращаться необходимо крайне осторожно.
«Хотя Моцарт должен звучать совершенно натурально, совершенно естественно, но само собой это не получается у большинства артистов. Для этого необходимо пройти большой путь, понимать его стиль, понимать дух его жизни, его произведений и попытаться найти тот самый стиль, через который передается вся его глубочайшая, удивительная сущность», – подчеркнул Игнат Солженицын.
Задача действительно нелегкая, соглашаются артисты. «Милосердие Тита» – одна из самых сложных для исполнения опер, где сочетается несочетаемое: легкость колоратуры, чистота тембра, глубинные ноты, нельзя забывать и о динамике самого сюжета.
«Мне нужно постоянно держать царственную осанку. Партия сложна как драматически, так и певчески. Она написана в трех регистрах, не для сопрано, а для более крепкого голоса», – поделилась певица Анна Бауман.
В «Милосердии Тита» чувствуется небывалая зрелость Моцарта. Правда, современники не оценили оперу по достоинству. Им казался неправдоподобным сюжет и слишком сложными – итальянские речитативы. Но, похоже, те времена уже давно прошли.
Читайте также:
Главная роль. Дирижер-постановщик оперы "Милосердие Тита" Игнат Солженицын