Российско-итальянский фотодневник поездок Гуэрры и Блока представлен в Москве
В Москве, в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» открылась экспозиция «Тонино Гуэрра – гость Шахматова. Италия Александра Блока». Она рассказывает о посещении Италии русским поэтом и поездке итальянского писателя, сценариста Гуэрры в Россию. Представлен своеобразный, как говорят устроители экспозиции, фотодневник.
Поездку по подмосковным усадьбам Тонино Гуэрре предложила Елена Куценко, она – автор этого фоторепортажа. После Нового Иерусалима и Мелихова отправились в Шахматово – музей Менделеева и Блока.
«Это было осенью 2004-го. Было несколько выездов. Это была моя личная съемка – любительская. Общение было удивительное и яркое, и оно запомнилось», - призналась член Союза художников России Елена Куценко.
Все вспоминают, как прогуливаясь в Шахматове и переходя из комнаты в комнату, Тонино Гуэрра подмечал там каждую деталь.
«Он заинтересовался, почему в окнах кабинета поэта нижние стёкла декорированы красным, в Италии – всегда верхние. Ему объяснили, что Россия – северная страна, поэтому солнце встаёт поздно. И строчки поэта из письма-приглашения одну из ближайших друзей Блока Владимиру Пясту: "Чтобы понять Россию, тебе надо увидеть Шахматово", - рассказала директор Государственного музея-заповедника Д.И. Менделеева и А.А. Блока Светлана Мисочник.
Тонино Гуэрра искал отголоски родной Италии в усадьбе Блока не случайно. Италия была любимой страной поэта. В начале ХХ века он много путешествовал по её городам: Равенне, Флоренции, Сиене.
«Вот открытки. Это открытки из музея "Шахматово" – у Блока были специальные альбомы итальянских открыток. А эти уникальные открытки принадлежали двоюродному брату Блока. Они тоже в это время путешествовали по Италии. Это семейные вещи», - отметил главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов.
«Ты, как младенец, спишь, Равенна, у сонной вечности в руках». Александр Блок писал: «Стихи об Италии меня во второй раз прославили…». Италия поражала его красотой и культурой. Знаменитый итальянец, посетивший усадьбу поэта спустя сто лет, почувствовал это.