Собрание слов Большое интервью Даниила Страхова

20 марта 2015, 20:00

Персоны

МАКСИМОВ: Даниил Страхов сегодня у нас в гостях. И я хочу сейчас прочитать такие слова: «Экстраординарный музыкально-драматический проект Натальи Семеновой «Магия музыки. Магия слова» состоится 22 марта в Московском международном Доме музыки. В нем участвует Дмитрий Назаров, (который не так давно сидел на вашем месте), Сергей Шнырев» и вы. Что это за проект?

СТРАХОВ: Там участвуют не только вышеперечисленные актеры, там также участвует Алексей Айги со своей прекрасной музыкой и со своим замечательным оркестром. Музыка, которую он там исполняет, оригинальна, то есть, написана специально для этого проекта. Это стихи разных поэтов соответственно в исполнении трех разных артистов, которые перемежаются оригинальной музыкой Айги, а также органной музыкой и также живой. Это такой, ну, для меня вообще новая проба.

МАКСИМОВ: Что за поэты?

СТРАХОВ: Поэты самые разные, начиная от Бродского, от Блока, заканчивая Рыжим, Гандлевским, Кенжеевым. То есть, на самом деле, у каждого из нас есть свои любимцы, причем время от времени эти любимцы меняются, и когда я прочитал некий сценарий этого проекта, мне показалось, что это невозможно, невозможно соединить Блока с Рыжим. Ну, это как-то совсем, ну, вообще в никуда. Казалось, какая-то в этом профанация. Оказалось, совсем наоборот. Наталья Семенова как-то смогла нас объединить и удивительным образом это зазвучало. Как бы про что, сказать сложно, потому что, когда три актера читают стихи, про что? Про все.

МАКСИМОВ: А вы читаете кого?

СТРАХОВ: Я читаю Рыжего, Самойлова, Кенжеева, Гандлевского, наверняка кого-то еще забыл.

МАКСИМОВ: Я вам хочу сказать, что Рыжий и Самойлов объединяются так же тяжело, мне кажется. Это ваш выбор?

СТРАХОВ: Да, это мой выбор.

МАКСИМОВ: По принципу – самое любимое только для вас.

СТРАХОВ: Вы знаете, нет, не только по этому принципу. Эти стихи каким-то образом отфильтровались сами по себе, потому что Самойлов тоже разный. И помимо некоего внутреннего развития всего спектакля есть еще развитие каждого из трех поэтов, трех чтецов, трех актеров, и все это как-то уложилось в результате в мое внутреннее развитие. Если я начинаю с Самойлова, молодого Самойлова «Два мальчика, два тихих обормотика», а заканчиваю какими-то довольно серьезными трагическими стихами Рыжего, все укладывается в какую-то свою историю.

МАКСИМОВ: Вы понимаете, что на моем месте любой человек бы вам сейчас сказал: вы нам, наверное, что-нибудь прочитаете? Тут совершенно не надо быть очень умным, чтобы это предложить. Я хочу сказать, что просто, поскольку это радио, а не телевизор, чтобы не возникало паузы, что вот сейчас Данила взял текст, напечатанный на бумажке, вот это такой важный момент.

СТРАХОВ: Напечатанный на бумажке, потому что, конечно, не хочется запнуться, потому что есть волнение.

МАКСИМОВ: Нет, я к тому, что не на гаджете, а перепечатанный на компьютере текст.

СТРАХОВ: Ну, не от руки написанный. Наверное, сложно начать и с Рыжего, и с Самойлова, а я начну с того, с чего начать еще сложнее – с Гандлевского, которого мало, на самом деле, кто знает.

МАКСИМОВ: Если поэт может быть известным в наше время, то Гандлевский один из самых известных.

СТРАХОВ: Среди фанерных переборок

И дачных скрипов чердака

Я сам себе далек и дорог,

Как музыка издалека.

Давно, сырым и нежным летом,

Когда звенел велосипед,

Жил мальчик – я, по всем приметам,

А, впрочем, может быть, и нет.

– Курить нельзя и некрасиво…

Все выше старая крапива

Несет зловещие листы.

Марина, если б знала ты,

Как горестно и терпеливо

Душа искала двойника!

Как музыка издалека,

Лишь сроки осени подходят,

И по участкам жгут листву,

Во мне звенит и колобродит

Второе детство наяву.

Чай, лампа, затеррасный сумрак,

Сверчок за тонкою стеной

Хранили бережный рисунок

Меня, не познанного мной.

С утра, опешивший спросонок,

Покрыв рубашкой худобу,

Под сосны выходил ребенок

И продолжал свою судьбу.

На ветке воробей чирикал -

Господь его благослови!

И было до конца каникул

Сто лет свободы и любви!

МАКСИМОВ: Скажите, вы еще что-то почитаете нам?

СТРАХОВ: Еще? Подряд?

МАКСИМОВ: Ну, давайте подряд, а потом я вас спрошу.

СТРАХОВ: А, как вы. Хорошо.

МАКСИМОВ: Хорошо, мне понравилось просто, вот так хорошо сидишь, слушаешь хорошие стихи, хорошее дело.

СТРАХОВ: В Свердловске живущий,

Но русскоязычный поэт,

Четвертый день пьющий,

Сидит и глядит на рассвет.

Промышленной зоны

Красивый и первый певец

Сидит на газоне,

Традиции новый отец.

Он курит неспешно,

Он не говорит ничего.

Прижались к коленям его

Печально и нежно

Козленок с барашком,

И слез его очи полны.

Венок из ромашек,

Спортивные, в общем, штаны

Кроссовки и майка -

Короче, одет без затей,

Чтоб было не жалко

Отдать эти вещи в музей.

Следит за погрузкой

Песка на раздолбанный ЗИЛ -

Приемный, но любящий сын.

Поэзии русской.

МАКСИМОВ: Это чьи стихи?

СТРАХОВ: Это Рыжий.

МАКСИМОВ: Скажите, пожалуйста, мне всегда было интересно, это же такой все равно спектакль – чтение стихотворений, это тоже такой выход к зрителю. Вы это все ставите сами себе или есть люди, которым вы читаете, и они вам что-то режиссируют?

СТРАХОВ: Ну, конечно, нас всех объединила Наташа Семенова. Но если говорить про какую-то внутреннюю кухню, то здесь, конечно, постольку поскольку я читаю от себя, от первого лица, какие-то ее ощущения и призывы я взял, а что-то все-таки сделал по-своему. Я имею в виду внутреннюю вот эту какую-то структуру того, как я это делаю.

МАКСИМОВ: То есть, в данном случае нельзя говорить, что вы к этому относитесь, как к роли, когда есть роль, есть режиссер и так далее?

СТРАХОВ: Ну, это, конечно же, ну, любая роль все равно это трансляция себя, понимаете, здесь какая-то очень тонкая грань и не всегда ее видно. В частности, допустим, Дмитрий Назаров выходит в костюме, Сережа Шнырев выходит в пиджаке, а я выхожу, ну, я не скажу в каких-то лохмотьях, но мой костюм, он совсем какой-то другой, он, скорее, куда-то относится к какому-то совсем неформальному общению, в нем нет официоза, в нем нет ощущения рампы, я стараюсь в этом смысле быть ближе к зрителю, потому что и стихи у меня такие, они совсем без подачи.

Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация