От первого лица Сергей Мирошниченко: кинодокументалистика - и искусство, и подлинник времени
Документальное кино - необходимая составляющая культурного пространства: запечатленное талантливым художником-документалистом бывает зачастую намного интереснее придуманного сценаристом, режиссером и сыгранного порой даже хорошими артистами. В эту истину вполне укладывается теория, что документальное кино и даже простая хроника со временем становится чуть дороже, как хорошее вино, - считает Сергей Валентинович Мирошниченко, режиссёр, известнейший документалист, профессор ВГИКа, лауреат Государственной премии.
Сергей МИРОШНИЧЕНКО: Особенно если кадр образный, если он отснят документалистом-художником. Владислав Микоша снял взрыв храма Христа Спасителя; сначала это стало фактом хроники, потом - фактом антирелигиозной борьбы, фактом истории... Это очень важная составляющая: документальное кино, так же как игровое, используя живые кадры, может создавать художественный образ, - такие образы создавал, скажем, Дзига Вертов, использовал Михаил Ромм или Элем Климов.
Документальное кино - такой же вид искусства, просто внутри кадра - живая реальность. Мне интересно работать в этой области. Скажу еще вот что: игровые фильмы, которые несут в себе документальную реальность, живут дольше...Причем, это может относиться даже к историческим фильмам, - вспомним картину Козинцева "Король Лир": ты вдруг ощущаешь в фильме подлинность документа...Такие фильмы становятся документом времени.
Сергей МИРОШНИЧЕНКО: Во ВГИКе дается системное образование; на нашем курсе мы выстроили систему очень жесткого, тотального образования. Сегодня мир открыт, - снимать можно в любой точке Земного шара, и мои ребята вступают в прямую конкуренцию с представителями лучших мировых киношкол. И я готовлю их к тотальной борьбе. А иначе - невозможно...
Мы потеряли очень важные вещи. Государство выделяет серьезные деньги на документальное кино. Но мы потеряли базовые структуры - студии, которые могли бы работать, получив деньги (как раньше "Ленхроника", которая еще жива, но ее все время пытаются продать, причем, просто как недвижимость в центре города). Но мелкие производители только бездарно и бессмысленно распыляют средства: фильмы, снятые в примитивных форматах, никому уже не нужны...И спросить с этих студий невозможно: они родились на одну картину и вместе с ней умрут...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица