По России – с любовью (архив) Житие святителя Димитрия Ростовского

6 августа 2015, 21:10

Программу "По России – с любовью" ведёт Елена Филиппова.

При подъезде к Ростову Великому по трассе Москва-Ярославль открывается чудесный вид на древнее и прекрасное озеро Неро. По его берегу высятся стены и многочисленные купола храмов Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, который привлекает не только туристов, но и громадное количество паломников. Здесь в Димитриевском соборе покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского.

Доцент кафедры краеведения Российского государственного гуманитарного университета Марина Дмитриевна Ковалёва напомнила о том, что не столь часты случаи, когда известный в истории человек становится святым.

М. Ковалёва: Здесь как раз случай подобный этому. И судьба человека, ставшего святителем, одним из самых почитаемых Русской православной церковью, действительно удивительна. Он родился в 1651 году под Киевом. Крещён он был Даниилом – Даниил Саввич Туптало. Так бы его звали, если бы он не сменил своё имя на имя монашеское. И так получилось, что достаточно юным Даниил вместе с родителями переезжает в Киев. А в Киеве он вступает в стены Киево-Могилянской академии.

И здесь хотелось бы несколько слов сказать о том, что представляла собой в то время Украина в конфессиональном отношении. Православное христианство, греческая ортодоксия, униатство, католичество – стык самых разнообразных воззрений, мнений, суждений и достаточная веротерпимость. И во многом система обучения в Киево-Могилянской академии впитала в себя это своеобразие места, времени и момента. Деток учили и латыни, и греческому, и церковнославянскому, конечно.

Но самым примечательным был экзамен, который сдавали туда при поступлении. Можно ли себе представить кого-нибудь из современных девятилетних детей, которого привели на вступительный экзамен, посадили за стол, напротив сидит профессор академии, конечно, обладающий духовным чином, и тот даёт ему тезис, а ребёнок должен отвечать антитезисом, то есть, вести словесный диспут? Не знания, которые можно получить в процессе обучения, и уж тем более не точные даты каких-либо событий или точные понятия, а возможность действовать собственной головой, собственной мыслью, высказывать её, отстаивать – вот что было главным.

Полный курс обучения в Киево-Могилянской академии составлял 11 лет. Но современники отмечали, что на самом деле достаточно было проучиться там несколько лет, чтобы получить достаточный объём знаний и навыков для применения их в самых разных областях. Одновременно с будущим святителем Димитрием Ростовским в этой же академии обучался отрок Борис Шереметьев.

У юного монаха Димитрия рано проявился писательский дар. Его первая книга была посвящена чудесам Божьей Матери. Он свободно писал на польском, украинском, на латыни и, конечно, русском языках. Говорили о том, что переводы с украинского на русский сочинений святителя Димитрия Ростовского по стилю и образности напоминают сочинения А.С. Пушкина. Например, в одном из писем он написал: "И в чуланчике моего сердца ты вечно будешь находиться". На Украине к 20-м годам XVII века было два основных конфессиональных направления: униатство, признававшее главенство Католической церкви, и православие, к которому и принадлежат Димитрий.

В 1684 году уже в сане игумена Димитрий Ростовский переезжает в Киево-Печерскую лавру и приступает к самому главному делу всей своей жизни – составлению описания "Житий святых", называемых ещё "Четьи Минеи". Это книги, предназначенные не для богослужений, а, как говорили, для душеполезного чтения в течение месяца. Этой огромной работе святитель посвятил много лет. И неслучайно, среди православных бытует мнение о том, что тот, кто молится святителю Димитрию Ростовскому, за того возносят молитву все святые.

По собиранию житий святых у Димитрия Ростовского были предшественники. Но в своих "Житиях святых" Димитрий Ростовский взваливает на себя задачу охватить жития всех просиявших в российской земле святых.

В 1686 году в Москву прибывает украинское посольство во главе с Мазепой. В его состав входил и Димитрий. Но в это время в Москве случился Стрелецкий бунт. Мазепа выбор сделал быстро, и посольство перенаправилось из Кремля в Троице-Сергиеву лавру, где находился Пётр, встретивший украинскую делегацию благосклонно.

Началась эпоха Петра Великого. В государстве меняется очень многое. Реформам подвергается не только светская жизнь, быт и система управления, но Пётр пытается что-то менять и в управлении церковью.

Пётр Первый хотел сначала отправить из Киево-Печерской лавры уже известного святителя Димитрия в Сибирь. Но, увидевши его поближе, познакомившись и пообщавшись с ним, понял, что тот до Сибири просто не доедет. Возраст у святителя был уже не тем. И тогда Пётр Первый отправляет его поближе – в Ростов Великий, один из центров российского православия.

Димитрий подъезжал к Ростову Великому как раз со стороны Спасо-Яковлевского монастыря. И так ему понравилось это место, так понравилось расположение монастыря на берегу озера Неро, что он сказал, что здесь он будет погребён. Так оно впоследствии и произошло.

Святитель Димитрий, наверное, как никто потом, понимал, каково это быть провинциальным священником. И хотя он говорил с горечью: "Зачем пошёл в священство? Иисуса искать? Нет, пропитания. И себе, и другим", тем не менее, он и не казнил строго и не наказывал.

С годами, когда Димитрий был митрополитом Ростовским, связано процветание Ростовской митрополии. Он устроил великолепную школу с трёхгодичным курсом обучения. В ней обучали грамоте и духовным наукам. Но самым главным был дух праздничности жизни. Несмотря на суровость веры, митрополит умел это донести до детей. Кстати, в этой школе за особые успехи в науках ученикам полагались дополнительные каникулы.

Димитрий Ростовский сам писал пьесы для школьного театра. И до сих пор в рождественские дни на сцене Московского музыкального камерного театра идёт его пьеса "Ростовское действо". При этом он продолжал свой труд по составлению житийных описаний святых.

Тем временем появляется указ Петра Первого о разглашении тайны исповеди в интересах государства. Но Димитрий Ростовский наотрез отказался следовать этому указу. И он оказался единственным, кто не подписал смертный приговор царевичу Алексею. Димитрий Ростовский, конечно, не произносил пламенных речей при этом, а просто сказался больным и не приехал. Но ведь и для этого нужна была тоже смелость. Точно так же, как и для того, чтобы отказаться выполнять подобные указы Петра Первого. Пётр понимал значение этого человека, хотя, конечно, он был не тем, кто был ему нужен. Слишком Димитрий Ростовский был самостоятельным, слишком независим.

Через три года школа была закрыта, но служение продолжалось. О состоянии души митрополита в то время могли бы сказать такие строки, которые появляются в его бумагах: "Историк не должен заниматься современной историей".

Отошёл ко Господу Димитрий Ростовский в 1709 году, 28 октября. Умер он коленопреклонённым в своей келье. Что может быть лучше для монаха, чем такой конец земной жизни?
 

По России – с любовью (архив). Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация