От первого лица Созвучность времени: читая и перечитывая Трифонова

25 сентября 2015, 12:30

Автор программы, страстная поклонница творчества Юрия Валентиновича Трифонова,  предлагает слушателям встречу с чрезвычайно интересным человеком - Ольгой Романовной Трифоновой,  литератором, директором Государственного музея «Дом на набережной», вдовой писателя...

- Помню, когда повесть Юрия Валентиновича "Другая жизнь" была опубликована в "Новом мире",  - а тогда этот толстый журнал выписывали буквально все, - оторваться от чтения было просто невозможно. Впрочем, как и от всей прозы, вышедшей из-под пера Юрия Трифонова. А что сегодня? Так же ли любимы эти книги, как любили их мы? Что говорит вам ваш опыт общения с читателями?

Ольгв ТРИФОНОВА: Сказать, что читают, как читали тогда, - было бы погрешить против истины. Конечно, нет. Но, знаете, читают: я вижу это по интернету, когда люди обмениваются мнениями. Потом, судя по тому, что издательства издают его книги (а то, что не раскупается, не печатают), означает, что эти книги находят своего читателя. Три года назад был издан пятитомник: четыре тома - повести и рассказы, и отдельно - пятый том - "Московские повести". Это все улетело...

- У литературы всегда есть какой-то вкус времени: читаешь и понимаешь, что так может быть написано именно об этом времени. Еще и поэтому мое поколение читало Трифонова просто взахлеб. Но есть еще один момент. Мое первое знакомство с прозой Юрия Валентиновича - роман "Нетерпение", - о народовольцах. Но сегодня мы знаем, что те романтические, как нам казалось, реовлюционеры, борцы за новую жизнь были, в общем, террористами, и неважно, что ими двигало. Как посмотрят на это нынешние молодые читатели?

Ольга ТРИФОНОВА: Конечно, звук времени есть в творчестве любого писателя. Но ведь над судьбой героя "Дяди Вани" будет рыдать любое поколение. как и над судьбой Антипова из "Времени и места". Даже у меня, когда я в который раз перечитываю этот роман, сжимается сердце...Есть такой писатель - Валерий Есипов; он написал книгу о Прыжове...

- Это тот самый Прыжов, над судьбой которого бился и сам Трифонов в повести "Долгое прощание"...

Ольга ТРИФОНОВА: Вот об этом несчастном Прыжове, попавшем в страшную историю с Нечаевым, и написал замечательную книгу Валерий Есипов. Первая мысль, которая пришла мне в голову, - Боже, как жаль, что они не были знакомы с Юрием Валентиновичем! Потому что это любовь к героям, понимание времени, знание времени...Скажем, подготовка к "Нетерпению" занимает у Юрия Валентиновича тридцать шесть тетрадей! Он знал даже, какие пуговицы были на мундирах полицейских...И это дало ему в том числе такую свободу...

А что касается терроризма, - Юрию Валентиновичу принадлежит замечательная статья "Нечаев, Верховенский и другие", где он говорит, что терроризм необходимо лишить того, что называется паблисити... Поразительно: тогда никто этого не услышал!  Я вспоминаю это шоу, когда был страшный Буденновск, когда это все транслировали, а премьер говорил с главным террористом стоя! А ведь это именно то, что было нужно террористам...Понимаете, можно допустить многое, если это поможет, но не надо это транслировать, потому что это и есть главная цель терроризма...Юрий Валентинович первым написал, что терроризм бросил отблеск на два века вперед. Как в воду смотрел..."Нетерпение" - очень сложная вещь и, думаю, можно порекомендовать ее перечитать...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация