Собрание слов Большое интервью Владимира Хотиненко
Персоны
ДОЛИН: Сегодня гость нашей студии кинорежиссер Владимир Хотиненко. Владимир Иванович, салют.
ХОТИНЕНКО: Здравствуйте.
ДОЛИН: Нам много есть, о чем поговорить, но я хочу начать с новой картины нашего гостя. Владимир Иванович сделал фильм, который называется «Наследники». Если я правильно понимаю, название было рабочее другим, оно какое-то время менялось и вот оказалось таким. Мы, прежде чем к заголовку подберемся, я просто в двух словах расскажу тем нашим слушателям, которые не видели фильм, что это такое. В принципе, эта картина о Сергии Радонежском, но в то же время это такой почти что теле- или кино-, точнее говоря, спектакль, действие которого почти все разворачивается внутри одной телестудии.
ХОТИНЕНКО: Ток-шоу.
ДОЛИН: Да, ток-шоу. И за ее кулисами немножко, где, собственно говоря, ток-шоу историческое, вымышленное, оно называется «Наследники», оно посвящено фигуре Сергия Радонежского. Ну, и я хотел бы начать с такого общего вопроса, что здесь все-таки было определяющим, форма или содержание? С одной стороны, я понимаю, что, очевидно, вас интересовала фигура Сергия Радонежского, и вы искали для нее какой-то ракурс, нашли такой, довольно необычный, это содержательная сторона вопроса. С другой стороны, вы, как человек, давно существующий на телевидении, и знающий все это не понаслышке, очевидно, форма сделать такую картину тоже вас привлекала сама по себе, и, очевидно, что в подобную форму можно было, ну, может быть, не любой, но почти любой материал влить. С чего началось, что было здесь первичным?
ХОТИНЕНКО: Очень хороший вопрос, важный. Во-первых, у нас ведь нет такого жанра ток-шоу в кино. Ведь вы не вспомните фильмы. Если вдруг бы появился такой жанр, сформировался, ток-шоу в кино, не на телевидении, где это мы живьем смотрим, а в кино, то довольно было бы любопытно, и действительно можно любую тему вскрывать. Эта тема ток-шоу в такой форме позволяет материал вскрывать совершенно необычно и разнообразно.
ДОЛИН: Ну, здесь, извините, я вас перебью сразу. Есть причина, почему нет, потому что, на самом деле, ток-шоу, как элемент кино и в Америке, и в Европе присутствует. У нас действительно нет, потому что у нас не так давно снимается кино, которое пытается тягаться с Европой или с Америкой, всего-то какие-то жалкие 20 лет, это вообще ничто практически, и нам все кажется, что все приметы телевидения, их надо из кинематографа вытащить и выбросить на помойку, потому что тогда это будет сразу не кино.
ХОТИНЕНКО: Но только не я.
ДОЛИН: Нет, ну, я надеюсь.
ХОТИНЕНКО: Я, как человек все-таки довольно плотно связанный с телевидением, у меня к этому отношение устоявшееся. Вернемся к картине.
ДОЛИН: Конечно.
ХОТИНЕНКО: Начну сразу с определенного совершенно заявления. Если бы мне предложили снять биографическую картину, блокбастер даже с любым бюджетом, я бы отказался наверняка про Сергия Радонежского, потому что я не знаю, как это снимать. Потому что сама по себе история, время интересное. Я, наверное, мог бы взяться, если был бы сценарий новый, не знаю, «Андрея Рублева», и то сейчас времена другие, это все достаточно сложно. Во всяком случае, я не знаю, честно могу признаться, я не знаю, как можно снять, собственно, про биографический, некий фильм про Сергия Радонежского.
ДОЛИН: Я могу к вашему незнанию добавить то, что это не только вопрос сценария, но и нашего очень смутного знания об этом интересном времени, о том, как оно выглядело. Понимаете, каждый исторический фильм вызывает нарекания по этой причине. И поэтому, какой сценарий ни пиши, обвинения в том, что будет фальшь и будет неправда, они обязательно прозвучат. Ну, и, собственно говоря, фильм этот, хотя и ток-шоу, он весь на этих обвинениях взаимных и построен.
ХОТИНЕНКО: И построен. Поэтому, и потом как-то и деньги еще не нашлись. А мне его предложили к юбилею, в прошлом году был юбилей – 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Я сразу сказал: «Я к юбилею не буду, я чуть задержусь». Сейчас с этим проблемы имею технические. Но я сказал: «Я к юбилею не буду, я не хочу открытки какой-то к юбилею, я хочу посмотреть, что будет потом». Вот отпразднуется юбилей, интересно почувствовать, что люди знают о Сергии Радонежском. Потому что, в основном, к сожалению, вот я обнаружил, я сейчас не имею в виду определенную категорию людей воцерковленных, которые знают про Сергия Радонежского.
ДОЛИН: В основном, не знают ничего, давайте называть вещи своими именами.
ХОТИНЕНКО: В основном, ничего.
ДОЛИН: Может быть, словосочетание слышали.
ХОТИНЕНКО: Дело в том, что я для себя совершенно точно понял, замечательным образом история самого Сергия Радонежского, какие-то фрагменты, потому что всю жизнь все равно не расскажешь, она кем-то записанная все равно, это не то, чтобы она вот действительно такая была, она лучше как раз вот в такой форме рассказывается. И даже она через смешное, что совсем парадоксально, рассказывается лучше. Когда сценарист смешной трогательный персонаж, когда он рассказывает свою версию, она усваивается лучше, даже фактология какая-то, даже какие-то эпизоды спорные и не спорные, они усваиваются лучше. И, в конечном счете, это все равно картина. Я ее назвал «Наследники», потому что она, в общем, скорее, мне хотелось, во всяком случае, получилась, не получилась, это посмотрим со временем, чтобы про нас, а что мы в свете этого? И для меня это было важно. Но все равно она получилась про Сергия Радонежского, я глубоко убежден. Все равно люди, которые уже посмотрели, узнали про Сергия Радонежского. Хотя бы история, как скрывали главу Сергия Радонежского, хотя бы это, вообще малоизвестный факт, очень личностный. И, мне кажется, Алла Юганова актриса замечательная, она, по-моему, очень хорошо эту сцену сделала, прожила, я бы даже так сказал.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов