Отзвуки театра с Александром Калягиным Игорь Ясулович: я - "нетусовочный", - жаль тратить время на ерунду
Игорь Николаевич Ясулович, народный артист России, ведущий артист Московского ТЮЗа, родился в 41-м году в селе Рейнсфельд Куйбышевской области, в эвакуации - его отец был морским офицером.
Впоследствии, как вспоминает сам актер, когда ему понадобилась утерянная метрика, и он послал запрос, к его удивлению, все документы оказались в порядке. Но там местом его рождения значилось село Залесье Кошкинского района Самарской области: после войны поселение немецких колонистов было переименовано...
В 1962-м году Игорь Ясулович окончил актерский факультет, в 1974-м - режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. К слову, свой путь в кино Игорь Ясулович начал именно у своего любимого учителя Михаила Ромма с маленькой роли в интеллектуальной драме, эталоне советского кино, картине "Девять дней одного года" . Хотя роль и маленькая, но актер сыграл ее в полную силу. Да он вообще по поводу маленьких ролей не особенно переживал, ведь можно и большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимаешь, что играть нечего. Ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой роли был человек, тут-то уж Ясулович выступал настоящим ювелиром, - играл с несказанным удовольствием..
Автор программы познакомился с Игорем Ясуловичем в 62-м году, когда тот стал актером Экспериментального театра-студии пантомимы ("Эктемим"). Тогда его и увидели на сцене...
- По-моему, ты играл Чичикова в "Мертвых душах"...
Игорь ЯСУЛОВИЧ: В "Похождениях Чичикова"...
- Москва просто валом валила на спектакль. И именно с Чичикова в твоем мимическом исполнении я познакомился с тобой... С 1964-го по 1993-й год ты - актер Театра-студии киноактера...
Игорь ЯСУЛОВИЧ: Вообще говоря, придя в Театр-студию киноактера и получив закваску в Театре пантомимы, когда у нас был такой режим: утром - тренаж, репетиция, вечером - спектакль, и так - полтора года, - придя в Театр-студию киноактера и очутившись в вакууме, я понял, что без подмостков, без сценической площадки могу проститься с профессией или просто помереть.
И я абсолютно сознательно играл спектакли, качество которых в силу различных причин было разным: составы были громадными, - одну роль могли играть пять - шесть актеров. И тут же вечером ты мог позвонить в диспетчерскую и узнать, что тебя отсылают куда-нибудь в киноэкспедицию - или на дубляж, или на озвучение. И если ты утром приходил на дубляж или озвучение и через полтора часа был свободен, то дальше можно было гулять целый день, и так, собственно, и протекала жизнь.
И я начал сознательно загружать себя и сознательно играть в театре. И пусть качество спектаклей было не очень, зато качество драматургии было прекрасным. Это был Шекспир, Лопе де Вега, Грибоедов... В общем, это было то, на чем можно было учиться, во что погружаться, анализировать...
- В Москве действительно долгое время существовал Театр-студия киноактера. И в нем действительно играли величайшие актеры: Мордюкова, Сергеев, Пуговкин.
Игорь ЯСУЛОВИЧ:... Борис Федорович Андреев, Сергей Александрович Мартинсон... Мне повезло выходить на площадку в спектакле "Целуй меня, Кэт" рядом с Сергеем Александровичем Мартинсоном. Акустика в Театре киноактера была чудовищной; мы надрывались, а наши родственники, которые приходили на спектакль, говорили: ребята, вас же не слышно. Но выходил Сергей Александрович - и его было слышно в любой точке! Вот у кого можно было учиться! Так мы учились профессии...
"С возрастом актеру грима надо было все меньше: Игорь Ясулович — последний из могикан высокой театральной эксцентриады, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской и таировской школ," - писали кинокритики об актере. Сам актер себя называет "фруктом позднего созревания: делаю то, что созвучно моему внутреннему состоянию"...
----------------------------------------------------------------------------
"Думаю, скандалы - это по части шоу-бизнеса, - сказал в одном из интервью Игорь Ясулович, отвечая на вопрос, чем объяснить его редкую "нетусовочность": ведь скандалы обычно служат актерам прекрасной рекламой. - Видите ли, когда есть дело, круг интересов, друзья-единомышленники, на все остальное времени не слишком хватает.
Кроме того, всякого рода скандальное напряжение неплодотворно. Не хочу никого осуждать, быть может, в выбросе адреналина кто-то находит "подпитку", но мне это мешает в творчестве, на сцене. Я не могу сказать, что специально выстраиваю неконфликтные ситуации - так уж сложилась моя жизнь. И не страдаю от этого..."