От первого лица Олег Смолин: проблема образования - не в личности министра, проблема - в курсе
Олег Николаевич Смолин, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию, член фракции КПРФ, - авторитетный эксперт в области образования и, что важно, - помощи людям с инвалидностью. "Радио России" продолжит в наступившем году просветительскую программу "Равные среди первых", посвященную людям с инвалидностью. Но тема будет расширена: "Равные среди первых: имена России"; программа будет посвящена выдающимся людям страны...
Но основная тема нашего разговора - что делается для совершенствования системы образования.. Мы долгое время находимся в постоянном реформировании, и единственный министр, отставки которого постоянно требуют, даже при невеселых экономических делах, - это Ливанов. В чем причина этого, на первый взгляд, странного требования?
Олег СМОЛИН: Причин много, хотя, с моей точки зрения, прежде всего надо требовать изменения курса образовательной политики. Думаю, не выдам великой тайны: пару лет назад лидеры всех четырех фракций в Госдуме, придя к Владимиру Владимировичу, высказали недовольство работой Дмитрия Ливанова. На что Владимир Владимирович со свойственным ему чувством юмора ответил: видите, вам Фурсенко не нравился, теперь - Ливанов... Может, вам Фурсенко вернуть?!
Так что проблема не в личности, проблема - в курсе. И именно в качестве основания для нового курса образовательной политики мы направили на заключение правительства новый законопроект "Об образовании для всех".Он похож на законопроект, который мы вносили некоторое время назад, - "О народном образовании"; концептуально основные идеи те же. Но там появилось и много новых идей...И когда мы сравнили наш проект с действующим Законом об образовании, мы обнаружили, что по двенадцати позициям наши мнения совпадают полностью, по девятнадцати - частично, а по семьдесят одной позиции наш законопроект расходится с действующим законом...
Законопроект в Госдуме представляли депутаты фракции КПРФ, - имена их всем известны: Жорес Алферов, Нобелевский лауреат, Геннадий Зюганов, профессор, Иван Мельников, профессор МГУ, и ваш покорный слуга, основной разработчик проекта. Но мы никогда не считали, что образование - дело партийное или фракционное; это дело общенациональное, поэтому я пригласил депутатов всех фракций, включая правящую партию, присоединиться к нашему законопроекту.
Олег СМОЛИН: В чем основная мысль законопроекта? В тот же день, когда мы представляли законопроект, в Госдуме был правительственный час с Дмитрием Ливановым; он представлял доклад о реализации образовательной политики. И в докладе опять не было главных системных проблем российского образования. А мы в нашем законопроекте предлагаем так или иначе эти проблемы решать. Что это за проблемы? Первая - финансирование. Напомню: уровень финансирования образования в России - предпоследний из развитых стран: 3,9% ВВП. Как бы мы ни старались, никому никогда не удавалось провести модернизацию страны при таких расходах на образование.Их нужно поднимать, как показывает международный опыт, минимум до семи процентов, то есть почти вдвое..
Вторая системная проблема российского образования - его массовая бюрократизация. Мы - мировые лидеры по затратам времени педагогов на бумаги и формальные процедуры, не имеющие отношения к образованию. Но главное - это непоправимый вред, который наносится детям: с ними некому работать. И дети это безошибочно чувствуют...Мы записали меры по дебюрократизации нашего образования, и уж это точно не требует денег! Мы предложили запретить запрашивать всякого рода отчеты данных, которые есть на сайтах (зачем сайты создавали, если все равно требуются отчеты?!) Когда-то советский атомный проект был изложен на нескольких страницах; сейчас заявку на участие в каком-нибудь конкурсе, если это связано с деньгами, вы подаете на нескольких сотнях страниц. Это что-то немыслимое...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица