От первого лица Лариса Попович: здравоохранение - такая сфера, где не бывает довольных
Социальные инновации - новые идеи, стратегии, технологии, способствующие решению социально значимых задач, вызывающие изменения общества. Меняется ситуация, потребности в социальной помощи.и защите, изменяется демографическое положение. К сожалению, мы оказались не готовы к тому, что мир становится старше, а значит, изменяются потребности, и появляется необходимость выстраивать совершенно иные институты, способные помогать людям находить правильные решения в этом новом море проблем, - считает Лариса Дмитриевна Попович, директор Независимого института социальных инноваций. - Особенно важно это сейчас, в эпоху кризиса...
Лариса ПОПОВИЧ: Речь не только о социальной поддержке, - речь об организации медицинской помощи, ухода, досуга...И здравоохранение - тот аспект, который мне представляется крайне острым для России.
- Есть области жизни, вызывающие нарекания общества всегда, в каком бы состоянии они ни находились: образование, здравоохранение, пенсионная система, социальная защита и в целом экономическая политика государства. Если же говорить о здравоохранении, о том, что Александр Солженицын философски называл сбережением народа, нации, то мы можем увидеть некоторые достижения в этой области. Но знаем и другое: как бы ни старались власти, поход человека в поликлинику всегда сопряжен с определенными проблемами.И даже платная медицина далеко не всегда свободна от этих недостатков... Но странный феномен: социальные инновации в медицинском обслуживании развиваются, а недовольство людей все равно остается...
Лариса ПОПОВИЧ: Что касается платной медицины - там и врачи, и технологии - те же самые, а оборудование иногда даже более устаревшее. А в отношении к здравоохранению очень много мифов, хотя есть и справедливые моменты. Миф первый - что на каждого посетителя выделено пятнадцать минут. Это средний норматив, который позволяет врачу за рабочий день принять определенное количество пациентов, чтобы отработать зарплату. Поэтому в "15 минут" включаются и те, кто зашел выписать справку, - с ним работает медсестра, он не занимает время врача, - но и те пациенты, кому требуется более серьезное обследование. А вообще-то пятнадцать минут - средняя норма во всем мире.
А вообще-то здравоохранение - такая сфера, где довольных не бывает. Удивительно, но во всем мире пациенты хотят, чтобы все, кто стоит в очереди до них, прошли быстрее, а на них самих потратили как можно больше времени, и это естественное желание. Тем не менее, в некоторых моментах российская система здравоохранения очень далека от мировых стандартов, и это даже не финансирование. Во-первых, это отношение к собственному здоровью, - мы куда более легкомысленны, чем жители других стран, где человек понимает, что здоровье - ценность, которая не восстанавливается.
Мы говорим о сбережении нации, и я могу даже сказать, какие болезни сколько стоят обществу, какой выигрыш общество получает от лечения этих болезней. Сбережение нации можно выразить в деньгах, в темпах роста экономики. Другой вопрос, что так смотреть на здравоохранение ни мы, ни наши власти еще не привыкли. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в бюджете доля расходов на здравоохранение в России сейчас такая же, как доля расходов на оборону: десять процентов расходов бюджета идет на оборону, десять процентов - на здравоохранение. Это надо понимать... .
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица