Картинка

Кафедра Олимпийские игры и другие спортивные состязания в Древней Греции

14 августа 2016, 15:00

Персоны

И.РУЖЕЙНИКОВ:  У нас сегодня в гостях кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной литературы, Литературного института имени А.М.Горького Татьяна Борисовна Гвоздева. Здравствуйте, Татьяна Борисовна.

Т.ГВОЗДЕВА:  Добрый день.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Татьяна Борисовна, я очень люблю кричать, что я самый умный, вспоминаю, что я кандидат исторических наук и все такое прочее, я получил по античности, великая Маяк мне влепила «тройку». Это было очень давно. Я думаю, что она мне натянула оценку, конечно, потому что я не был достоин «тройки» по античности, тем более, сдавая экзамен. Дорогие друзья, погуглите, кто такая Маяк, легендарный человек, дай, бог, долгих лет жизни. Поэтому про Олимпийские игры античные я не знаю практически ничего. И, к счастью, мне не удастся распустить хвост и сделать вид, что я хотя бы чуть-чуть приближаюсь к вашим знаниям. Самый главный вопрос, который меня всегда волнует при рассмотрении любой исторической темы, надеюсь, и наших радиослушателей тоже, хочется в это верить. Сначала поговорим об источниках. Изучая Олимпийские и прочие спортивные состязания в античности, на какие источники мы опираемся с вами? Ну, вы, прежде всего, конечно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, если говорить об источниках, то, к сожалению, надо сказать, что об истории Олимпийских игр источников сохранилось очень и очень немного. Поэтому, конечно, у нас возникает гораздо больше вопросов, чем мы можем дать ответов на данный вопрос. И говорить об истории Олимпийских игр можно только на базе совместного изучения как литературных источников, здесь, в первую очередь, мы можем назвать греческого историка Павсания, который в своем труде «Описание Эллады» две главы посвятил истории Древней Олимпии, и благодаря которому, собственно, мы знаем программу Олимпийских игр, благодаря которому у нас сохранились фрагменты организации Олимпийских игр, сохранились многие имена олимпиоников. Кроме Павсания стоит упомянуть, конечно, Гомера, у которого об Олимпийских играх речь не идет, но у которого впервые упоминается такой вид состязания, как погребальные игры по Патроклу, которые устроил Ахилл, и они подробно описаны Гомером в «Илиаде». Это, по сути дела, у нас в греческой литературе первое описание спортивных состязаний.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я прошу прощения, а мы сегодня строго датируем самого Гомера?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, если говорить о Гомере, то датировка его произведений, она у нас приблизительно дается, это конец X, начало IX века. Поэтому, если говорить о погребальных играх, то их мы тоже относим примерно к этому времени. Причем помимо упоминаемых погребальных игр по Патроклу, у Гомера упоминаются еще и более древние погребальные игры, в которых участвовал еще один герой Троянской войны старец Нестор. То есть история этих погребальных игр уходит в более давние времена. Если говорить о письменных источниках, конечно, нельзя не упомянуть великих греческих лирических поэтов, поскольку благодаря Олимпийским играм вообще возник особый жанр греческой лирики, так называемые эпиникии. Это особые оды, хвалебные гимны в честь победителей Панэллинских игр, в первую очередь, в честь победителей Олимпийских игр, они так и называются Олимпийские оды. Во вторую очередь идут Пифийские оды, это оды, посвященные победителям Пифийских игр, Немейские и Истмийские.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я, вы знаете, так согласно  киваю головой: а, да, да, Пифийские игры, конечно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Сейчас мы поговорим немножечко об истории этих игр. Ну, и плюс, конечно, здесь все наши греческие историки Геродот, Ксенофонт, у всех есть фрагменты из истории Олимпийских игр, греческий историк Страбон, много данных очень интересных об истории греческой атлетики мы у драматургов греческих встречаем. И многие римские авторы тоже упоминают в своих произведениях Олимпийские игры, хотя, конечно, они, в основном, описывают период эпохи эллинизма и римского времени, когда строгие правила Олимпийских игр уже немножечко начинают нарушаться. Это письменные источники. Но невозможно историю Олимпийских игр изучать без памятников материальной культуры, это, собственно, сама археология, но, к сожалению, остатки олимпийского святилища, так же, как и остатки Дельф, Истмийского святилища, Немеи, где проводились другие Панэллинские состязания. Прекрасный хорошо сохранившийся материал греческой вазописи, знаменитые панафинейские амфоры, о которых, я думаю, мы сегодня еще поговорим, рельефы, терракотовые статуэтки, нумизматика, все они являются также дополнительным источником по истории греческой атлетике и по истории Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Разумеется, не сохранилось, не могло сохраниться никаких источников личного характера, разумеется, ни писем, ничего?

Т.ГВОЗДЕВА:  Нет, конечно. Конечно, этого нет. Ну, вы знаете, здесь стоит упомянуть такой момент, что именно Олимпийским играм в большей степени повезло, потому что у нас, хоть и во фрагментарном виде, но сохранился знаменитый список олимпиоников, победителей Олимпийских игр. Многие авторы в античности составляли этот список, и большая часть этого списка у нас сохранилась, она издана, она откомментирована и благодаря этому, опять же, мы много знаем об атлетах, принимавших участие в Олимпийских играх, чего, к сожалению, у нас не сохранилось в истории Пифийских игр, Немейских, Истмийских, Панафинейских и так далее.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, вот мы благополучно к ним подошли. Расскажите, пожалуйста, вообще об истории, насколько мы можем судить вообще об истории спортивных игр, это же все спортивные игры или это игры не просто спортивные? Вот игры погребальные, это состязания в чем? Вообще, как далеко все это уходит вглубь веков?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, если мы уж упомянули сначала о погребальных играх, то здесь надо сказать, что погребальные игры, в первую очередь, являются свидетельством так называемой военной атлетики. В погребальных играх, в первую очередь состязались кто? Воины, чтобы почтить павшего воина. Поэтому те состязания, которые нам упоминает Гомер, это состязания колесниц, это борьба, это кулачный бой, это метания различные. Это, в основном, перед нами проходит система подготовки греческого воина. Что касается Олимпийских игр и последующих за ним Панэллинских состязаний, то здесь мы можем говорить уже о так называемой спортивной атлетике. Но сразу надо упомянуть о такой важной вещи, что и Олимпийские игры, Пифийские и, в общем, все так называемые игры панэллинского типа возникали, в первую очередь, как дополнение к религиозному празднику. То есть, в первую очередь, в Олимпии у нас имел место праздник в честь Зевса Олимпийского, религиозный праздник в честь Зевса Олимпийского. И, в сущности, история Олимпии, она начинается не с Олимпийских игр, а как история олимпийского святилища, прославившегося своим знаменитым олимпийским оракулом. Во многом это и создало основу, для того чтобы праздник в честь Зевса Олимпийского приобрел панэллинский, то есть общегреческий характер. То же самое мы с вами потом можем проследить и на базе Пифийских игр, которые были основаны в Дельфах своей знаменитой Пифии, и в играх Немейских, Истмийских и некоторых других игр, которые претендовали на панэллинское значение, но так, к сожалению, его и не получили. И в структуру каждого праздника входит, в первую очередь, так называемая сакральная часть, то есть это торжественное шествие всех жителей города, это жертвоприношение, это молитвы, это дары и к этой сакральной части постепенно присоединяется так называемая спортивная, или агональная часть.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Не заслоняя ее, разумеется. 

Т.ГВОЗДЕВА:  Сначала нет. Агональная часть это только добавление к религиозной части праздника. Поэтому Олимпийские игры это, в первую очередь, был праздник религиозный в честь Зевса Олимпийского, в котором были спортивные состязания. Но, другое дело, что эти спортивные состязания где-то на рубеже VIII-VII веков до нашей эры постепенно приобретают общегреческое значение, становятся все более и более популярными и постепенно превращаются в главный спортивный праздник всей древней Эллады.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я не спортивный вопрос задам. Я проведу, может быть, совершенно неуместную параллель, ну, а, может, и уместную. Наследники Рима, одновременно наследники Греции и Рима, это Константинополь, там Олимпийских игр как таковых не было. Там были состязания на колесницах. Там на протяжении, ну, по-моему, как минимум, трехсот лет весь Константинополь болел этим. Причем вплоть до того, что болельщики один раз даже чуть революцию не устроили, это же страшно было. То есть они оказывали серьезнейшее влияние на всю политическую жизнь Византии. В течение всего существования ипподрома константиновского и после даже, когда проводились забеги не только там, духовенство, в общем, всегда возмущалось, что изначально, как тоже религиозное соревнование спортивное, что спортивный дух заслонил то самое религиозное начало, и, в общем, дело это не богоугодное, радоваться, то есть курить фимиам в честь победителя спортивных соревнований. Духовенство было сильно недовольно этим. Ну, поскольку духовенство практически при всех императорах знало свое место, игры всегда проводились. Мы можем сделать идиотский абсолютно вывод, что в то время, когда Олимпийские игры становятся главным зрелищем Древней Греции, народ стал менее религиозен?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ни в коем случае. Как я уже сказала, Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, изначально, да.

Т.ГВОЗДЕВА:  Что значит, изначально. Они всегда, в истории всей их существования, а Олимпийские игры античности существовали 12 веков до момента их прекращения. Причем, даже после официального указа Феодосия I, потом Феодосия II они еще продолжали существовать, потому что так просто вычеркнуть из жизни 12-вековую традицию было невозможно. Есть данные, что они еще потихонечку проводились. Всегда они проводились, в первую очередь, как праздник в честь Зевса Олимпийского. И вот эта религиозная составляющая Олимпийских игр, она прослеживается, как в клятве, которую атлеты, тренеры их, судьи давали в первый день состязаний, потому что клялись они Зевсу, что они будут соблюдать все правила Олимпийских игр. И почему такие жесткие наказания олимпионикам, которые нарушили эти правила, потому что, в первую очередь, они нарушили правила, которые установил сам Зевс.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Сакральные правила. 

Т.ГВОЗДЕВА:  Награда Олимпийских игр самый важный момент, потому что именно на Олимпийских играх появляется особый вид награды. Вот мы упомянули погребальные игры Гомера, на погребальных играх, которые описывает Гомер, мы видим награды, которые, так скажем, имеют определенную стоимость, это рабыни, это быки, это ценные расписные амфоры. На Олимпийских играх появился совершенно новый тип наград, это знаменитый священный венок, это так называемая почетная награда. Почетная награда, венок. Из чего? Из ветвей маслины. Почему маслины, потому что маслина считалась священным деревом Зевса. И тут же традиции…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Не лавр, именно маслина?

Т.ГВОЗДЕВА:  Нет, лавр это Пифийские игры. Вот я как раз хотела сказать, что эту же традицию мы с вами видим на других играх панэллинского характера. На Пифийских играх венок у нас из лавра, потому что лавр считался священным деревом Аполлона, на Истмийских играх, которые в честь Посейдона проводились, сосновый венок, сосна священное дерево Посейдона, а Немейские игры в честь тоже Зевса Немейского, там сначала тоже пытались венок из маслины вручать, но потом после греко-персидских войн заменили его на венок из сельдерея в честь в память погибших греческих воинов, потому что сельдерей считался растением скорби. Вот эта вот система почетных наград, награды божественные, они от бога, они из ветвей священного растения божества, в честь которого и проводятся данные состязания. Которые, еще раз повторяю, всегда были составной частью религиозного праздника.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Потрясающе. Я, вы знаете, абсолютно не историческая параллель, сельдерей у древних греков это растение скорби. Вы в традиционной египетской кухне не найдете петрушки в традиционной, ну, то, что осталось, потому что для египтян, ну, египтян после арабов уже, то есть не древних египтян, петрушка это растение скорби. А мы вот все это тут потребляем.  Подождите, а откуда же тогда вот в нашей традиции XXI век, то есть и XVIII, и XIX, и XX, и XXI обязательно венок из лавра. Возложить лавровый венок. Ну, даже идиоматическое выражение, почему остался лавр не у историков, а литераторов?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, лавровый венок появляется, как и в Греции, и в Риме еще немножечко в другом значении. Не только, как пифионику, победителю Пифийских игр, но и как венок, которым награждали наиболее уважаемого гражданина своего полиса. Это награда гражданину за особые заслуги, который, например, на свои средства во время войны построил корабль или после, например, греко-персидских Пелопоннесских войн на свои средства помогал возводить крепостные цены, разрушенные после персидского завоевания. То есть это знак почета. Вот отсюда эта традиция и сохранилась. Но награда Олимпийских игр это всегда был венок из маслины. Я еще хотела продолжить, вот мы говорим о сакральном значении Олимпийских и прочих Панэллинских игр, здесь надо обязательно еще упомянуть очень важную вещь, о которой, кстати, поскольку сейчас у нас проходит бразильская Олимпиада в Рио-де-Жанейро, очень часто вспоминают комментаторы, это знаменитый обычай священного перемирия. Обычай священного перемирия, который тоже впервые у нас появляется только на Олимпийских играх, так называемый обычай экехерия он назывался, который превращал на время проведения Олимпийских игр и Олимпию, и всю область Элиды, где, собственно, проводились Олимпийские игры, в так называемую священную зону мира. Причем не только на несколько дней Олимпийских игр, потому что сами Олимпийские игры, ну, вот для V века, у нас есть точные данные, Олимпийские игры в V веке, они пять дней всего занимали. Первый день это вот было торжественное открытие Олимпийских игр, когда спортсмены клялись, когда они приносили жертвы. Второй день это были состязания в группе взрослых атлетов, или как их называли мужчины, взрослые мужчины. Третий день это состязание в группе мальчиков, юных атлетов, четвертый день отводился только на конные состязания, и пятый день это торжественное закрытие Олимпийских игр. Поэтому священное перемирие оно не пять дней эти охватывало, оно охватывало гораздо больше времени. Оно охватывало от двух, а иногда даже, некоторые предполагают, даже трех месяцев. Потому что священное перемирие начиналось с того момента, когда в Элиде особая комиссия устанавливала начало очередных Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Исходя из чего?

Т.ГВОЗДЕВА:  Сейчас скажу. Как в современных Олимпийских играх не было точного времени, когда проводились Олимпийские игры. И такой отправной точкой было первое полнолуние после летнего солнцестояния. Поэтому комиссия астрономов…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Скажите, а Пасха, она никак, это же формула Пасхи?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, дело в том, что в каждом греческом полисе был свой календарь. Вот по календарю Элиды Олимпийские игры обычно падали…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, Луна-то одна и та же.

Т.ГВОЗДЕВА:  На два месяца или Парфений, или Аполлоний. И если переводить на наш календарь, это где-то июль-август, вот так примерно попадали Олимпийские игры. Был очень красивый ритуал. Три старца с ветвями маслины, символ мира, торжественно выходили за границы Олимпии и, якобы, оповещали весь греческий мир о том, что начинаются Олимпийские игры, и оповещали их о дате точной начала Олимпийских игр. Ну, конечно, как вы понимаете, три старца не могли обойти всю Грецию, посылались, конечно, особые послы, это был просто очень красивый ритуал. Вот с этого момента, как объявлялось о начале Олимпийских игр, и как спортсмены съезжались в Олимпию, и начинается священное перемирие.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  У меня есть пара вопросов как раз по перемирию, и вообще пара десятков, наверное, вопросов по античным Олимпийским играм. Говорим о древней-древней истории, которая находится, на самом деле, очень близко к нам. Вот нам кажется, что 3 тысячи лет назад это было так давно, что уже ничего, но посмотрите на книжные полки, вот Гомер стоит, значит, все это есть. Был такой смешной человек в свое время, который взял литературное произведение и сказал: «Сверяясь с этим литературным произведением, я откопаю Трою». И ему это удалось. Почитайте про историю Генриха Шлимана. То есть все это очень близко. У меня рядом с деревней, где живет моя, сейчас проводит время дочка, у меня там копают древнеримское поселение, ну, правда, уже нашего века. То есть это все рядом. Олимпийские игры, которые проходят сейчас, которые были возрождены в начале XX века удивительным человеком Пьером де Кубертеном, но, тем не менее, все это очень близко. Вопрос, зачем нужно было перемирие?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, мы несколько раз упоминали термин Панэллинские игры, можно я два слова об этом скажу? 

И.РУЖЕЙНИКОВ:  И даже больше.

Т.ГВОЗДЕВА:  Как раз это связано с темой священного перемирия, чтобы нашим слушателям было понятно. Все греческие праздники мы условно по их организации можем разделить на две группы, так называемые местные и панэллинские, или общегреческие праздники. Местные праздники проводились в отдельном полисе, чаще всего в них участвовали только граждане этого полиса, и чаще всего они проводились каждый год, носили такой локальный местный характер. Что касается Панэллинских праздников, начало которым, собственно, и положили Олимпийские игры.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это первые Панэллинские игры, да?

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, Олимпийские игры это первые Панэллинские игры. Собственно, по их принципу были организованы и другие Панэллинские игры. То это состязание, которое, как правило, проводится через несколько лет, как через 4 года, это Олимпийские и Пифийские игры, или, например, через 2 года Немейские и Истмийские.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  В любом случае, цикличность.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, это некий цикл должен пройти. И эти игры открыты для всех граждан, я еще подчеркиваю, именно граждан греческих. Любой греческий гражданин допускался до участия в спортивной части данных праздников. И на время проведения этих праздников распространялся обычай священного перемирия. Вот этот обычай впервые у нас появился на Олимпийских играх, и обычай этот приписывается в мифологической традиции греческому герою Гераклу, а историческая традиция приписывает установление экехерии царю Элиды Ифиту, с именем которого у нас, собственно, и связана история основания Олимпийских игр. Поэтому на время проведения Олимпийских игр, еще раз подчеркиваю, не только на дни спортивных состязаний, которые, как я уже сказала, занимали пять дней, но и на время, когда спортсмены съезжались в Олимпию, плюс, собравшись в Олимпии, они еще в течение месяца должны были тренироваться. Это так называемый отборочный турнир, который сейчас проводится внутри каждой страны, после чего каждая федерация решает, кого из спортсменов она отправит на Олимпийские игры. В античности было совсем по-другому. Любой желающий мог принять участие в Олимпийских играх, для этого надо было вовремя приехать в Олимпию, целый месяц тренироваться под наблюдением судей олимпийских, и вот эти судьи смотрели, насколько физическая подготовка спортсмена соответствует уровню Олимпийских игр. И, кстати, в клятве олимпийской, когда атлеты клялись, они должны были принести клятву в том, что они будут соблюдать правила Олимпийских игр, и что в течение вот этого 4-летнего цикла они все время постоянно, усиленно тренировались, что уровень их подготовки действительно соответствует высокому званию олимпионика. Потому что олимпионик, как мы уже с вами выяснили, награждался священным венком из ветвей маслины, священного дерева Зевса. На него как бы переходило покровительство Зевса, он становился приближен к богам, и вот это покровительство божественное он переносил на свой родной город. Поэтому значение олимпиоников, ну, вот, знаете, как национальный герой.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это герой. То есть в античном смысле это живой герой, не мифологический, а живой герой, да?

Т.ГВОЗДЕВА:  Даже более можно сказать, что многие олимпионики подражали мифологическим героям, и здесь, конечно, образцом был Геракл. И поскольку он у нас был не только в мифах известный воин, но и известный атлет, он участвовал практически во всех видах спорта, во всех выходил победителем, и многие олимпионики подражали и в одежде ему, например, знаменитый Милон Кротонский, самый, пожалуй, известный греческий борец, во время военных действий в своем родном городе, он появился во главе местного ополчения…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Со шкурой?

Т.ГВОЗДЕВА:  С олимпийским венком на голове, в львиной шкуре и с дубиной. Вот в таком виде он возглавил ополчение своего полиса. И, как говорят древние авторы, в большей степени именно этим, чем своими атлетическими победами, вызвал восторги у своих сограждан. 

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Для вас это абсолютно естественно, но вы, я прошу прощения, не сделали упор на то, что они получали венок и все. Они не получали денег за это. Или как? Или чествование героя на родине подразумевало какие-то материальные? Мы же из XXI века смотрим, понимаете, и такой идиотский вопрос рождается.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, как я уже сказала, олимпийский венок, так же, как и венки на всех других панэллинских играх, носили только почетный характер. Но это была та награда, которая стоила гораздо больше, чем любые ценные амфоры, чем любые быки, чем любые треножники и так далее. Олимпионик, возвращаясь в свой родной город, ну, во-первых, ему родной город устраивал невероятную встречу, которую едва ли вообще можно сравнить с тем, что мы сейчас видим, с ажиотажем, то есть практически все жители города встречали своего олимпионика, устраивали торжественные празднества. Ну, самый знаменитый случай, это когда в одном из городов, для того чтобы олимпионик мог въехать в городские ворота на колеснице, что было запрещено, разобрали часть стены, часть городской стены, то есть как бы подчеркнув этим, что, если в наших рядах есть олимпионик, то мы не боимся врагов, поэтому можем даже сделать такой смелый шаг.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это о многом говорит.

Т.ГВОЗДЕВА:  Когда олимпионик приезжал в свой родной город, первым делом он отправлялся в храм местного бога, бога-покровителя этого города…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Воскурить, так сказать, фимиам.

Т.ГВОЗДЕВА:  И посвящал ему свой олимпийский венок. А вот после этого начинались празднества. В честь олимпионика устраивались пиршества, праздничные процессии, его в прямом смысле слова носили на руках. Что касается материальных ценностей. Вот здесь уже каждый полис решал, как наградить в материальном плане своего олимпионика. Нам известны такие виды наград, как, например, право общественного питания пожизненное, закрепленное за этим олимпиоником. Или, например, в Афинах мы знаем, что олимпионик получал почетное право сидеть в первом ряду в театре Диониса. Известны случаи, когда олимпионикам устанавливали в их родном полисе статую при жизни, что, в общем, тоже о многом говорит, потому что статуи устанавливали только богам и мифологическим героям. Дальше мы знаем случаи, когда олимпиоников хоронили на общественный счет, это тоже считалось одним из величайших знаков уважения к своему олимпионику. Были случаи, когда в честь олимпионика выстраивались некие спортивные объекты, то есть эту традицию мы видим и по сей день.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, это нормально, да.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но впервые она появилась тоже благодаря Олимпийским играм, и об этом тот же Павсаний говорит, как об уникальном явлении, когда в честь знаменитого бегуна Ладаса был выстроен стадион, который получил его имя. Для борца Стратона выстроили специальную галерею палестру, где он мог ежедневно состязаться, чтобы совершенствовать свою физическую форму и завоевывать новые олимпийские венки.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я же говорю, античность это очень близко.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, плюс были и денежные вознаграждения. Мы знаем, что многие полисы и в денежном плане поощряли. Но вы знаете, все-таки вот эти почетные формы в знак уважения…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это было важнее.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, это было гораздо важнее. Кроме этого, в самой Олимпии олимпионик получал некие привилегии. В день, когда объявлялось о его победе, а здесь тоже можно интересную параллель с современными Олимпийскими играми провести, потому что в античности олимпионика сразу никогда не награждали в тот день, когда он одерживал победу. Ему просто судьи вручали веточку маслины, как знак того, что он победил, а торжественное награждение состоялось в последний день закрытия Олимпийских игр, когда собирались все атлеты, тренеры, толпа зрителей, и все перед храмом Зевса Олимпийского торжественно провозглашали имена всех олимпийских победителей. Причем была особая формула, сначала имя самого победителя, потом обязательно имя его отца, таким образом, прославлялся не только герой, но и его род, а потом обязательно полис, город, родина победителя, потому что это было очень важно. Именно в этом полисе есть такой великий герой, который вот снискал славу, как среди людей, так и покровительство среди богов. И олимпионик мог устроить в Олимпии пир, например, для своих фанатов, для своих болельщиков, но, если, конечно, его средства это позволяли. У него было право, но насколько финансово он мог этим правом воспользоваться, это уже другой вопрос.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Но право было, это важно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Право было. Это в Олимпии. И, кроме того, не сразу, правда, но с течением времени олимпионики получили право установить статую. Вот эта знаменитая так называемая «аллея славы» в Олимпии священной оливковой рощи Зевса, она вот дала нам как раз очень много материала по истории Олимпийских игр. Ну, к сожалению, сами статуи до нас не дошли, но Павсаний описал в своем труде эти статуи. Статуи эти не являлись, собственно, портретной статуей олимпионика. Это была статуя атлета в том или ином виде спорта, в котором сам олимпионик победил. То есть, ну, борец мог установить статую борца, бегун статую бегуна.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  И написать.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но, да, совершенно верно, на базе этой статуи была надпись, опять же, имя олимпионика, имя его отца, откуда он родом, на какой Олимпиаде, в каком виде спорта он победил.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  В каком году.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, иногда еще, может быть, какие-то дополнения. Вот эти вот как раз надписи на базе статуи у нас сохранились в «Описании Эллады» Павсания и являются просто бесценной информацией для истории Олимпийских игр. Но другое дело, понимаете, опять же, статую он получил право установить…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  За свои средства.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но финансово мог он это сделать или нет, это, опять же, все зависело от финансовых возможностей. Поэтому у нас много случаев мы знаем, когда статую, например, устанавливал сын или иногда внук олимпионика. То есть, когда появлялась, наконец, эта возможность право это сохранялось за родом. Или мы знаем случаи, когда восторженные почитатели таланта граждане скидывались и своему атлету устанавливали статую в Олимпии.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Что справедливо абсолютно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Вот она великая «аллея славы». Но, если говорить об этой «аллее славы», то, конечно, надо обязательно два слова сказать и о другом совершенно потрясающем явлении. Помимо «аллеи славы» в Олимпии появляется и «аллея позора», в которой навсегда в истории у нас остались имена тех спортсменов, которые нарушили правила Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Нарушили клятву Зевсу, нарушили правила.

Т.ГВОЗДЕВА:  То есть они нарушили клятву, которую приносили  ни много, ни мало самому Зевсу. Но справедливости ради надо сказать, что за 12 веков истории Олимпийских игр таких случаев можно пересчитать у нас по пальцам рук. И, по большей части, это происходило на Олимпийских играх в эпоху эллинизма, римского времени, то есть, когда вот эти строгие правила уже начинают меняться.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Когда это были уже совсем спортивные соревнования.

Т.ГВОЗДЕВА:  В общем, да, это уже были немножечко другие Олимпийские игры. И, конечно, в основном, эти нарушения правил были связаны либо с подкупом противника, то есть так называемые «договорные матчи», они тогда уже были, либо с подкупом судей.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Тоже хорошо.

Т.ГВОЗДЕВА:  Еще раз повторюсь, этих случаев было очень мало, они были единичные, я подчеркиваю.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Именно поэтому был вот такой позор на веки веков.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да. И на таких проштрафившихся атлетов накладывали очень большой штраф в пользу Зевса Олимпийского. Они нарушили правила Зевса Олимпийского, в пользу Зевса Олимпийского они должны были принести большой штраф. На эти деньги штрафные выстраивались позорища и статуи, на цоколе которых подробно рассказывалось о том, как олимпионик нарушил игры.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Приятно, когда собеседник срывает твои вопросы с языка. У меня два вопроса было. Ну, так получилось, ну, чисто исторически, я в течение 50 лет, я очень люблю женщин, ну, так вот, и мать свою люблю, и жен своих любил, дочерей своих люблю, у меня их куча целая. Два вопроса главных. Допускались ли женщины на трибуны стадиумов, и участвовали ли женщины открыто? Ну, потому что про закрыто я знаю, ну, то есть, есть легенды, а вот открыто в Олимпийских играх?

Т.ГВОЗДЕВА:  Спасибо. Вы знаете, эти два вопроса, они, в сущности, связаны друг с другом. Если говорить о женщинах на Олимпийских играх, в прямом смысле слова, под страхом смертной казни женщины на Олимпийские игры не допускались не только, как участницы, но и как зрительницы. Им было запрещено участвовать в праздниках Зевса.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Потому что сакральный характер.

Т.ГВОЗДЕВА:  И действительно такие случаи наказывались очень жестоко. Мы знаем только один-единственный случай, когда некая барышня по имени Каллипатера, переодевшись мужчиной, тайно пробралась на трибуны, чтобы поболеть за своего сына. Когда ее сын победил, она так громко и бурно выражала свои восторги, что была обнаружена. И закончилось бы все печально, если бы не одно «но», она принадлежала к роду знаменитой спортивной династии Диагоридов с Родосса, основателем которой был знаменитый олимпионик Диагор с Родоса, неоднократный победитель, как Олимпийских, так и всех Панэллинских игр, три его сына так же являлись неоднократно олимпиониками, и даже внуки при жизни стали победителями Олимпийских игр. Вот только благодаря этой славной традиции ее простили и оставили в живых. Вот это единственный случай. Но это мы говорим про Олимпийские игры в архаический классический период, когда все строгие правила Олимпийских игр сохраняются.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  А вот позже?

Т.ГВОЗДЕВА:  А вот, начиная с эпохи эллинизма, правила постепенно начинают нарушаться, и первой нарушительницей спокойствия была легендарная спартанка по имени Киниска, дочь спартанского царя, которая не только приняла участие в Олимпийских играх, но и победила. Ее статуя тоже была установлена в Олимпии. Но победила она, в каком виде состязаний? Она победила в состязании самом почетном, самом дорогостоящем, состязании колесниц, запряженных четверкой лошадей, в котором она являлась только владелицей колесницы, она не являлась возницей. Возницей, как правило…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Вот я хотел спросить как раз, на самом деле, кто был олимпиоником, всегда владелец?

Т.ГВОЗДЕВА:  Владелец колесницы, всегда владелец. Это касается не только женщин, но и мужчин. Ну, владелец как-то договаривался со своим возницей, видимо, какое-то вознаграждение было.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Но статуя владелец.

Т.ГВОЗДЕВА:  Статуя только владельцу. Поэтому вот она статуя Киниски, о ней многие пишут. Но вот после Киниски нам известно еще несколько случаев не только на Олимпийских, но и на других состязаниях, но, в основном, тоже, как владелицы колесниц. Хотя были и дамы, это тоже относится, в основном, к эпохе эллинизма, которые, например, на Пифийских играх, мы знаем некую бегунью Трефиду, которая состязалась вместе с мужчинами, правда, в категории мальчиков и побеждала. Известны и женщины, которые принимали участие в музыкальных состязаниях на Пифийских играх, тоже являлись победительницами. Но чаще всего это действительно были только владельцы колесниц, и, как правило, из очень знатных и богатых родов, потому что содержание даже одной лошади было очень дорогим удовольствием, а уж содержание нескольких лошадей. Причем участник мог выставить несколько колесниц, потому что разные были забеги, были состязания четверки колесниц, состязания двойки колесниц, были конные скачки, очень много было конных состязаний, которые давали возможность людям богатым, состоятельным взять в одну Олимпиаду сразу несколько призов. Самый известный случай это афинский аристократ Алкивиад, который выставил аж семь колесниц, ну, это совершенно невероятный признак богатства, тремя из них победил в разных забегах, после чего устроил такой пир в Олимпии, о котором с восторгом пишут многие авторы. Это, как говорится, пир был на весь мир.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Куча вопросов осталась и о профессиональных спортсменах, и насколько мог попасть на Олимпийские игры не свободный, скажем так, не гражданин, не обладающий правами раб. Дорогие друзья, задача программы «Кафедра», научно-популярного журнала не рассказать о событии, явлении и человеке в течение часа, все это невозможно, а просто вас заинтересовать. Спасибо вам огромное. Татьяна Борисовна, приходите к нам еще, поговорим.

Т.ГВОЗДЕВА:  Обязательно. Спасибо всем за внимание.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Всего доброго.

Кафедра. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 30 сюжетов цивилизации
  • Великий XIX
  • Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
  • Несерьёзные люди
  • Поехали
  • Сборная мира

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация