Научно-познавательный журнал Орест Кипренский: жизнь на чужбине
Орест Кипренский (1782-1836 гг.)
В 1827 году художник создал самый знаменитый свой портрет. Ему позировал Александр Сергеевич Пушкин. Об этом романтическом полотне сам поэт сказал так: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит". Пушкинский портрет стал последним большим успехом О. Кипренского на родине.
Разочарованный и опустошённый художник решил вернуться в Италию. И, как оказалось, насовсем. Но и там его ожидали трудности. Итальянская публика, ещё незадолго до этого носившая его на руках, успела забыть О. Кипренского. Над умами теперь царствовал Карл Брюллов. О. Кипренский был вынужден поселиться в бедном римском квартале, трудиться над недорогими заказами, много ездить по стране в поисках работы.
Портреты теперь он писал редко. И только для людей, которые были ему дороги. Последний известный портрет О. Кипренского был создан в марте 1835 года. Он изображает русского поэта князя Петра Андреевича Вяземского, только что похоронившего в Риме дочь.
В июле 1836 года перешедший в католичество О. Кипренский женился на римлянке Анне-Марии Фалькуччи, то самой девочке, которая когда-то позировала ему. Но семейное счастье русского римлянина оказалось недолгим. 17 октября 1836 года О. Кипренский скончался от воспаления лёгких в возрасте 54 лет. Надгробную плиту над его могилой в храме Сант-Андреа-делле-Фратте вскладчину поставили русские художники, работавшие в Риме. Свою дочь Клотильду О. Кипренский увидеть не успел. Она родилась уже после его смерти.
Вскоре после смерти мастера другой великий художник Александр Иванов написал об Оресте Кипренском: "Он первый вынес имя русское в известность в Европе. А русские его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось".
Прошедшие годы всё расставили по своим местам. Сейчас имя Ореста Кипренского по праву входит в пантеон величайших творцов России.