Научно-познавательный журнал И. Стравинский: музыка в чисто русской традиции
"Радио России" и издательский дом "Союз" представляют "Научно-познавательный журнал".
Игорь Стравинский (1882 – 1971 гг.)
Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 июня 1882 года в Ораниенбаум (Российская империя, ныне – г. Ломоносов, Ленинградской области) в семье выходца из Минской губернии знаменитого оперного певца, первого баса Мариинского театра Фёдора Игнатьевича Стравинского и его жены – Анны Кирилловны, урождённой Холодовской.
С раннего детства Игорь был буквально погружён в культуру. Постоянно слушал музыку, общался с гостями отца, пять-шесть раз в неделю бывал за кулисами Мариинки, много читал, пробовал рисовать. Дата, когда мальчик начал учиться музыке, известна точно. Это 25 сентября 1891 года, день, когда ему дали первый урок игры на фортепиано. Но особенного таланта в детстве Игорь не проявлял. Окончив частную гимназию Гуревича, в 18 лет он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. На этом настаивали родители, желавшие видеть сына серьёзным человеком. Учёбу он закончил в апреле 1906 года, но диплом не получил, отказавшись от защиты дипломной работы.
К этому времени юношу уже властно захватила музыка. Он продолжал заниматься самостоятельно. Частные уроки ему давали: сначала – В.П. Калафати, а затем – Н.А. Римский-Корсаков, который после смерти отца И. Стравинского стал для юноши не только наставником, но и старшим другом. Свою первую симфонию Игорь посвятил дорогому учителю.
В 1902 году И. Стравинский впервые попробовал перо. И уже первые произведения молодого композитора были высоко оценены любителями музыки. На премьере оркестровой фантазии "Фейерверк" присутствовал знаменитый ценитель искусства Сергей Дягилев, который тут же взял И. Стравинского на заметку и вскоре предложил ему спасти очередной "Русский сезон". Дело было в том, что композитор Анатолий Лядов из-за плохого самочувствия не смог завершить работу над заказанным ему балетом "Жар-птица", и премьера оказалась под угрозой. И. Стравинский согласился помочь С. Дягилеву. И в результате появились три классических сочинения Игоря Фёдоровича: балеты "Жар-птица" (1910 г.), "Петрушка" (1911 г.) и "Весна священная" (1913 г.). Все они создавались на едином подъёме творческого вдохновения, все уходили корнями в русский фольклор, но ни одно произведение не было вариацией на тему другого. На родине художника эти новаторские произведения были оценены далеко не всеми. Например, в "Петрушке" критиков шокировал площадной характер балета. Что касается "Весны священной", то её премьера, состоявшаяся 29 мая 1913 года, стала одним из самых громких театральных скандалов начала XX века. Непонятная музыка русского композитора теперь вызвала резкое неприятие и искушённой парижской публики.
Продолжение этой истории слушайте в понедельник в это же время.
Читал Александр Котов.