Научно-познавательный журнал Игорь Сикорский: гениальный русский авиаконструктор

14 сентября 2016, 00:10

"Радио России" и издательский дом "Союз" представляют "Научно-познавательный журнал".

Игорь Сикорский (1889-1972 гг.)

Родиной будущего великого авиаконструктора был Киев. Отцом – знаменитый в городе университетский профессор, доктор медицины Иван Алексеевич Сикорский. Его пятый ребёнок Игорь родился 25 мая 1889 года. Мать Мария Степановна рано привила ему любовь к чтению. И именно от неё впервые маленький Игорь услышал поразившие его воображение рассказы о Леонардо да Винчи и его проектах летательных аппаратов. А потом на глаза попался роман Жюля Верна "Робур-завоеватель", главный герой которого построил огромное воздушное судно. С этой минуты Игорь Сикорский мечтал о том, чтобы самому подняться в воздух на аппарате собственной конструкции. В 12 лет он уже строит первую модель вертолёта.

Попытка обмануть судьбу (учёба в Морском кадетском корпусе) не удалась. Вскоре И. Сикорский уезжает в Парижскую техническую школу Дювиньо де Лано, а через год, в 1907 году, поступает в Киевский политехнический институт. Впрочем, диплом ему удалось получить только в 1914 году, когда он уже был знаменитым авиаконструктором. В июле 1909 года во дворе киевского дома Игорь Сикорский испытал первый в России вертолёт, оснащённый 25-сильным двигателем, а уже 3 июня 1910 года в воздух взмыл аэроплан конструкции И. Сикорского С-2. Энергии молодого конструктора можно было только позавидовать. К весне 2011 года был готов уже пятый его самолёт, на котором И. Сикорский сдал экзамен на пилота и установил четыре всероссийских рекорда. Модель С-6 могла поднимать в воздух уже трёх пассажиров. А его улучшенная версия С-6А получила большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки.

Об Игоре Сикорском начинают взахлёб писать газеты и журналы. Его называют "русским Форманом". Студента, у которого не даже высшего образования, одновременно приглашают стать главным инженером только что созданной военно-морской авиации и конструктором воздухоплавательного отделения Русско-Балтийского вагонного завода. И. Сикорский принял оба предложения и переехал из Киева в Петербург. Именно на РБВЗ, а с 1912 года И. Сикорский был также его главным конструктором и управляющим, молодым конструктором были созданы его шедевры: первые в мире тяжёлые многомоторные самолёты.

Кстати, идею создания таких машин конструкторы невольно подсказал обыкновенный комар. Осенью 1911 года И. Сикорский чудом не потерпел катастрофу на одном из своих самолётов, в карбюратор двигателя которого попало насекомое. После этого случая И. Сикорский решил, что силовую установку на аэроплане во избежание таких случаев нужно дублировать. И в марте 1913 года появился четырёхмоторный С-9 "Гранд" (фр. Le Grand). В мае того же года его переименовали в "Большой Русско-Балтийский", а в июне – в "Русский витязь". Машины такого класса, скорости и грузоподъёмности появились за рубежом лишь через несколько лет. В сентябре 1913 года самолёт-гигант погиб на земле из-за нелепой случайности. Пролетавший над ним аэроплан потерял двигатель, который упал именно на "Русского витязя", но к производству уже был готов улучшенный вариант "Витязя" – "Илья Муромец". Эта машина, совершившая первый полёт 10 декабря 1913 года, пошла в серию и стала основой русской бомбардировочной авиации времён первой мировой войны. "Ильи Муромцы" были сведены в особое подразделение – Эскадру воздушных кораблей (ЭВК), напрямую подчинённую Ставке Верховного главнокомандующего. Прекрасно вооружённые "Муромцы" были практически неуязвимы для истребителей противника. И за всю войну русская авиация потеряла в боях только два самолёта этого типа.

За неполных шесть лет деятельности Игорем Сикорским были разработаны 25 моделей самолётов и 2 вертолёта. К 28 годам талант конструктора достиг полного расцвета, когда грянула Февральская революция.

Как и всю страну РБВЗ залихорадило: забастовки, митинги, откровенный саботаж. Революция погубила сразу шесть новых самолётов И. Сикорского. Они так и остались на конвейере. Начались угрозы и самому конструктору. Перед лицом опасности он принял предложение правительства Франции о переезде в Париж. И в марте 1918 года через Мурманск покинул родину, как оказалось, навсегда.

Франции не было суждено стать И. Сикорскому вторым домом. Первая мировая завершилась, надобности в строительстве многомоторных бомбардировщиков больше не было. В 1919 году Игорь Иванович  перебрался в США, где после нескольких лет учительства сумел создать маленькую компанию "Sikorsky Aero Engineering Corporation". Её костяк составили русские эмигранты, имевшие отношение к авиации. Финансовую помощь фирме тоже оказывали русские, в том числе знаменитый композитор Сергей Рахманинов.

В 1924 году в воздух поднялся первый американский самолёт И. Сикорского – построенный в курятнике двухмоторный биплан С-29, рассчитанный на 12 пассажиров. Затем последовали новые модели: разведчики, пассажирские, лёгкие авиетки. Большие надежды фирма возлагала на самолёт S-35, предназначенный для трансатлантических линий, но он разбился на старте при загадочных обстоятельствах. Долгожданным прорывом для авиакомпании стала двухмоторная летающая лодка – десятиместная S-38. Заказы потекли рекой. Появился собственный завод в городе Стрэтфорд, штат Коннектикут. В июне 1929 года компания "Сикорски" вошла в состав корпорации "Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт" (United Aircraft and Transport Corporation, в настоящее время – United Technologies Corporation), что помогло ей избежать последствий Великой депрессии начала 1930-х годов.

В эти годы фирма И. Сикорского продолжала оставаться прибежищем для русских эмигрантов. Заместителем Игоря Ивановича на ней трудился талантливый конструктор и учёный Михаил Евгеньевич Глухарёв. Об инженерах Борисе Лабенском и Николае Гладкевиче И. Сикорский говорил, что "они готовы умереть за меня, так же как я за них". Шеф-пилотом фирмы трудился знаменитый пилот Борис Васильевич Сергиевский. Многие эмигранты работали на фирме чертёжниками, уборщиками, охранниками. Некоторые из них затем открыли собственные предприятия, сделали яркие карьеры в вузах Америки. А небольшой город Стрэтфорд благодаря фирме Сикорского стал одним из самых "русских" городов США – там появились православный храм, русская опера, а несколько городских районов до сих пор носят такие "американские" названия, как Чураевка, Дачи, Русский пляж…

Вслед за небольшой "летающей лодкой" настала очередь настоящих "крылатых клиперов"четырёхмоторных S-42, составивших основу парка авиакомпании "Пан Америкэн" ("Pan American Airways"). Именно они в 1937 году начали регулярные пассажирские перевозки через Атлантику. Однако руководство корпорации "Юнайтед Эйркрафт", убеждённое в том, что время больших летающих амфибий прошло, приняло решение слить фирму Игоря Сикорского с компанией "Chance Vought".

Игорю Ивановичу вновь пришлось начинать карьеру практически с нуля. По совету друзей он вспоминает свое первое детское увлечение – вертолёты, и 14 сентября 1939 года сам поднимается в воздух на первом экспериментальном вертолете своей конструкции. Его схема – одновинтовая, с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом – считалась конкурентами Игоря Сикорского тупиковой. Сейчас по ней построено 90 из 100 вертолётов в мире.

В 1942 г. в серию пошел R-4единственный боевой вертолёт стран антигитлеровской коалиции второй мировой войны. Успех послевоенных моделей был так велик, что фирма "Сикорски" вновь стала самостоятельной. Великобритания начинает собственное вертолётостроение с покупки лицензии на выпуск модели S-51, Франция – модели S-55. S-56 стал самым грузоподъёмным и скоростным вертолётом с поршневыми двигателями в мире. А в 1954 году в серию пошел легендарный S-58, ставший самым успешным в коммерческом плане вертолетом И. Сикорского.

Когда Игорь Иванович Сикорский ушёл на покой (это произошло в 1958 году), он был автором-разработчиком 17 американских самолётов и 18 вертолётов, а его компания полностью господствовала на мировом вертолётостроительном рынке. Все президенты США, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, пользовались вертолётами только этой фирмы. И сейчас абсолютное большинство американских боевых и транспортных вертолётов носит марку "Сикорски".

Гениальный конструктор вошёл в историю не только русской и американской авиации. Он был ещё и глубоко оригинальным философом-богословом, чьи труды "Невидимая встреча", "Эволюция души" и "В поисках Высших Реальностей" и сейчас высоко ценятся православными мыслителями. Игорь Сикорский неизменно поддерживал Русскую православную церковь в США финансами, неустанно пропагандировал в Америке русскую культуру и историю, покровительствовал многим эмигрантским фондам и общественным объединениям. Увлечениями Сикорского были автомобильные путешествия и альпинизм.

За свою деятельность Игорь Иванович был удостоен многих наград. Ещё в 25-летнем возрасте он стал кавалером одного из почетнейших орденов России – Святого Владимира 4-й степени. В США его наградили медалями Давида Гугенхейма и Джеймса Уатта, дипломом Национальной галереи славы изобретателей, Мемориальным призом братьев Райт, Почётной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук (кроме него, её был удостоен только один из "отцов авиации" Орвилл Райт). И. Сикорский был почётным доктором многих университетов.

Скончался Игорь Сикорский 26 октября 1972 года в возрасте 83 лет и был похоронен в городе Истон, штат Коннектикут.

Читал Александр Котов.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Научно-познавательный журнал. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация