Научно-познавательный журнал Художник Зинаида Серебрякова

15 сентября 2016, 00:10

"Радио России" и издательский дом "Союз" представляют "Научно-познавательный журнал".

Зинаида Серебрякова (1884-1967 гг.)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне – Харьковская область Украины) в семье с давними и прочными артистическими корнями. Её отец, Евгений Александрович Лансере, был скульптором, мать, Екатерина Николаевна Бенуа, – художницей, дед по матери Николай Бенуа – архитектором. В 1886 году после смерти мужа мать художницы с шестью детьми переехала в Петербург. Обстановка в семье была буквально напоена разнообразным творчеством, и неудивительно, что Зина рано стала пробовать силы в рисовании, а затем и в копировании полотен из Эрмитажа. В 1900 году, закончив женскую гимназию, она поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой. Некоторое время занималась под руководством Ильи Ефимовича Репина.

9 сентября 1905 года Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата, студента Института путей сообщения Бориса Серебрякова. Брак оказался очень счастливым. У Серебряковых родилось четверо детей – Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина.

После свадьбы Серебряковы некоторое время жили в Париже, где Зинаида занималась в Парижской художественной академии Гран-Шомье. По возвращению в Россию она много времени проводили в Нескучном. Именно там художницу очаровала поэзия русской деревенской жизни. В её альбоме в изобилии появляются портреты крестьянок, наброски, сделанные в поле. Уже первые картины З. Серебряковой привлекли всеобщее внимание, а автопортрет "За туалетом", выставленный в 1910 году, произвёл фурор – столько в нём было очарования, молодости, задора. Эту картину сразу же, ещё на выставке, приобрела Третьяковская галерея, где она и находится по сей день.

"Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши… и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие её от всего мира, как видеть своё молодое весёлое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнажённых рук с гребнем… Как само лицо, так и всё в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утончённости. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной", – писал об этой картине дядя З. Серебряковой Александр Н. Бенуа, и в этом отзыве нет ни капли "родственной" лести художнице.

Главные шедевры З. Серебряковой были созданы в 1912-1915 гг. Кажется удивительным, что в атмосфере декаданса, захлестывавшего тогда буквально всё, художница сумела сохранить такую душевную чистоту, ясность, силу, любовь к родной земле. Многие называли её "единственной духовной наследницей А.Г. Венецианова", да и сама Зинаида Михайловна признавалась, что "не может налюбоваться этим чудесным художником". Картины З. Серебряковой "Баня", "Крестьяне", "Жатва", "Беление холста", "Спящая крестьянка" можно объединить в цикл, название которому – "Любовь к России".

В августе 1914 года семейная идиллия Серебряковых закончилась. Служебные заботы отрывают мужа от жены. Он трудится на железнодорожной линии Иркутск – Бодайбо, строит линию Уфа – Оренбург.

Революция застала Зинаиду в Нескучном. После того как милое сердцу поместье было сожжено и разграблено, семье пришлось перебраться в Харьков, где З. Серебрякова устроилась работать в археологическом музее при университете. А март 1919-го принёс в семью трагедию: Борис Серебряков заразился сыпным тифом и через несколько дней умер от паралича сердца. На руках художницы остались четверо детей и мать. Зинаида навсегда сберегла нежное чувство к мужу. В 1922 году она признавалась в письме: "Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюблённой – это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слёзы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства". А ещё 30 лет спустя писала дочери Татьяне из Парижа в Москву: "Не поверишь, что прошло уже больше четверти века без него!"

В октябре 1920 года художнице предложили место в петроградском отделе музеев. Переехать она согласилась, благо жить было где (З. Серебрякова поселилась в "уплотнённой" квартире деда), но от службы в музее и Академии художеств отказалась, работала в мастерской – писала портреты, пейзажи Царского Села и Гатчины. Благодаря старшей дочери Татьяне, которая стала балериной, Зинаида Серебрякова создала целую галерею набросков быта Мариинского театра первых революционных лет. Но в "большой" художественной жизни Советской России З. Серебрякова не участвовала. Ей, застенчивой и не склонной к саморекламе, было трудно "пробиться" и получить крупный заказ.

Только в 1924 году 14 её картин были выставлены в США, причем два полотна были тут же проданы. На вырученные деньги Зинаида Евгеньевна, содержавшая четверых детей и мать, решила поехать в Париж: надеялась найти там несколько заказов и заработать, после чего вернуться. Эта поездка началась в первых числах сентября 1924 года. З. Серебрякова ехала во Францию ненадолго, а оказалось – навсегда…

Долгое время художница замкнуто жила в Париже, хватаясь за любую возможность работы и общаясь только с узким кругом соотечественников. Командировка на несколько месяцев затягивалась сама собой. Постепенно налаживался какой-никакой заграничный быт. В 1925-м и 1928-м к матери приехали двое старших детей – Александр и Екатерина, младшие остались в СССР.

Относительно яркими моментами в её заграничном периоде были поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах. Очарованная Магрибом Серебрякова привезла из Африки множество эскизов и зарисовок. В остальном же парижские годы были почти беспросветными – мизерные заработки, неуспех нескольких персональных выставок. Константин Андреевич Сомов так писал о З. Серебряковой: "Не практична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают, и палец о палец не ударят".

Зинаида Серебрякова подумывала о возвращении в СССР, но тут как раз подвернулся выгодный оформительский заказ в Бельгии. А потом началась вторая мировая война…

После войны З. Серебрякову звали домой многие: и дети, и известные советские художники. Но после тяжёлой болезни и двух операций Зинаида Евгеньевна уже не рисковала отправляться в дальнюю дорогу. Только в 1960 году к матери приехала дочь Татьяна, работавшая художником во МХАТе. А весной 1965 года художница впервые после 40-летнего перерыва смогла побывать на родине. В Москве, Ленинграде и Киеве с огромным успехом прошли её выставки.

Зинаида Евгеньевна рано начала казнить себя за странный (иного слова не подберешь) поворот судьбы, сделавший её, более чем русскую по духу художницу, эмигранткой. "Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих", – писала она ещё в 1926 году. А в старости добавляла: "Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…" К счастью, З. Серебрякова ошиблась: её картины нисколько не "выпали" из контекста русской художественной жизни, по-прежнему восхищают любителей искусства всех возрастов и высоко ценятся коллекционерами. Так, пастель "Лежащая обнажённая", созданная в 1929 году в Париже, в июне 2008 года ушла с аукциона "Сотбис" за 1 миллион 72 тысячи фунтов стерлингов.

19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже на 82-м году жизни. Могила великой русской художницы находится на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Читал Александр Котов.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Научно-познавательный журнал. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация