Отзвуки театра с Александром Калягиным Маша Миронова: я не из тех людей, которые не знают чем заняться
"Отзвуки театра". Авторская программа Александра Калягина.
Сегодня у нас в гостях – изумительнейшая актриса Мария Андреевна Миронова (Маша Миронова).
Мария Андреевна Миронова – заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат ряда театральных премий.
Родилась 28 мая в Москве в актёрской семье Андрея Миронова и Екатерины Градовой. В детстве Мария дебютировала в кино – в фильме режиссёра Станислава Говорухина "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", где сыграла роль Бекки Тэтчер.
После окончания средней школы поступила в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. В 1993 году, после рождения сына Андрея, перевелась во ВГИК на курс Михаила Андреевича Глузского.
Вот здесь я не понял?
М. Миронова: Изначально я училась в Щукинском училище. Меньше года, наверное, плюс-минус я там отучилась. Потом ушла в декретный отпуск и, уже родив сына, перешла во ВГИК на второй курс.
То есть, вы на первом-втором курсе родили сына?
М. Миронова: Да.
Потрясающе.
М. Миронова: Я училась в Щукинском очень мало, на курсе Юрия Петровича Любимова, который он набирал для своего театра на Таганке. А потом мой курс уже был впереди, и я должна была возвращаться в Щуку на какой-то другой курс. Но я предпочла пойти к Михаилу Андреевичу Глузскому во ВГИК.
Прекрасный актёр Михаил Андреевич Глузский. И вот по окончанию ВГИКа в 1996 году М. Миронова получила приглашение играть в театре "Школа современной пьесы", но выбрала Театр "Ленком", в котором служит с 1997 года. Хочу сказать, что вы – изумительная актриса и вы – одна из моих любимых актрис.
Мария Андреевна Миронова поддерживает культурно-общественные и благотворительные проекты. С 2008 года она – соучредитель и президент Фонда поддержки деятелей искусства "Артист". С 2008 года входит в состав арт-дирекции фестиваля "Территория". Член Общественной палаты Москвы с 2013 года. На выборах мэра Москвы 2013 года – доверенное лицо ныне действующего мэра Сергея Собянина.
Но есть вопрос, который, безусловно, волнует многих: фамилия не давит? Вас спрашивали уже об этом?
М. Миронова: Знаете, нет. В самом начале этот вопрос звучал очень часто. Но я, наверное, из тех людей, у которых есть некий ракурс зрения на любой жизненный факт. А это факт. Всё зависит от ракурса зрения. Для меня, наоборот, это большая радость. Это моя фамилия, и она мне не мешала. Потому что, наверное, если бы она мне мешала, я бы не пошла в эту профессию. Зачем испытывать дискомфорт?
Вы не поняли вопрос. Он не в смысле, мешала ли вам ваша фамилия, а в том смысле, не давит ли она в этой профессии? Вы уже в этой профессии. И факт есть факт: папа, мама и ребёнок должен соответствовать.
М. Миронова: Нет, конечно. Это существовало внутри. Но я считаю, что это очень хорошо, когда есть некий момент внутренней планки и понимание того, что я хочу работать над собой и буду работать над собой. И эта целеустремлённость, этот груз, так сказать, наоборот, побуждали прикладывать больше и больше волевых усилий. И мне кажется, что это здорово.
Про ваши успехи в кино. Фильм Павла Лунгина "Свадьба" достаточно известен, популярен, и вы там действительно потрясающе, изумительно сыграли.
М. Миронова: У нас сейчас ещё один проект с Павлом Семёновичем – "Родина".
Так-так, это римейк?
М. Миронова: Я не могу и не хочу называть это римейком. Это 12-серийный фильм, потому что Павел Семёнович снимать сериалы просто не может и не умеет по определению. Поэтому я не могу назвать это даже сериалом, хотя сейчас он говорит, что ему стало интересно телевизионное кино. Снимали его абсолютно как кино. И моими партнёрами в нём были замечательные артисты. Поэтому с П. Лунгиным у нас было плодотворное и достаточно длительное общение.
Режиссёр он прекрасный. И хорошо, что у вас получился тандем и что он вас взял. Это нашумевший американский сериал, я его видел и поэтому…
М. Миронова: А я его не видела даже. Потому как наш сценарий был выписан очень самодостаточно. Действие фильма было перенесено в Россию, и большую часть его занимает детективный сюжет, который держит зрителя каждую секунду, и тот не понимает, куда всё повернётся, что выйдет, который постоянно опрокидывает ожидания зрителя. Но помимо детективного сюжета, там есть ещё и драматическая линия, и семейная драма. И он немного видоизменил семейную линию, насколько мне известно из разговоров, потому что мне рассказывали об американском фильме. Он сделал эту линию более острой. Поэтому мне не хотелось, чтобы был какой-то подражательный момент. Даже не возникало желания его посмотреть.
Ну, вы же не видели американский сериал, конечно.
М. Миронова: Да.
Вы – человек работоспособный?
М. Миронова: Я, как и вы, родилась под знаком Близнецов, и у меня есть две крайности. Я, если ухожу в работу, то ухожу очень далеко, глубоко и становлюсь каким-то безумным трудоголиком. Потом, как только я выхожу из работы (конечно, помимо работы, есть дела в Фонде, какие-то жизненные ответственности), я понимаю, что хочу как-то сохранить свою женскую ипостась, семью и ответственность перед близкими людьми. И это моя основная функция, богом положенная. Поэтому я также яро начинаю заниматься этим. Но, в общем, я не могу сказать, что мне не хватает трудоголизма, потому что долгие годы я в себе это взращивала. Поэтому, наверное, я – трудоголик.
Взращивала что?
М. Миронова: Взращивала способность преодолевать себя, возможность трудиться, служить театру, служить людям, близким и т.д. Для меня это было всегда важным.
Вот вы стоите перед режиссёром, такая высокая, талантливая, красивая женщина. Вы идёте к режиссёру, что вас привлекает в фамилии этого режиссёра? Его работы? Что вы ждёте от встречи с ним? Что-то новое? Или вы идёте к нему по обязанности, по долгу, по деньгам, простите. Вот эту вашу рабочую кухоньку приоткройте, пожалуйста. Потому что, приглашая вас, они, конечно, имеют в виду ваши такие физически красивые данные, талантливые данные. И дальше что? Вы любите, когда это используют?
М. Миронова: Нет, я вообще не люблю, когда это используют. Вообще, в принципе. Я считаю основной функцией всё-таки свою человеческую личность, но не женскую сущность, поэтому в профессии, а я её очень люблю и уважаю, существую, насколько позволяет жизнь, достаточно независимо. То есть, мне интересно, если я чувствую какой-то интерес от того, что я этого не делала, ощущаю какую-то свежую, я бы даже сказала, пограничную энергию, как по скользкому льду, когда я ощущаю себя профнепригодной, когда я не знаю как и не знаю что. Важно ощущение какой-то свежести и в материале, и в человеке-режиссёре, который это делает. Если говорить о театре, то тем более это очень важно.
А если он вам не даёт этого, но видит в вас все равно модель. Ну, есть у вас талантливые физические данные. "Маша Миронова это сыграет", – говорит он себе или про себя. И если он вам не даёт этого, вы раздражаетесь, ищете, конфликтуете?
М. Миронова: Нет, просто меня там не будет.
А если работа началась?
М. Миронова: У меня есть нечто в виде интуиции и ощущений, поэтому я даже не могу вспомнить все последние работы, которые были. И в кино, и театральные работы. Например, Некрошюс и "Калигула". Было потрясающе интересно. Или работа с Марком Анатольевичем Захаровым. Правда, это было раньше. Или тот же Андрей Жолдак, которого очень многие не любят. К нему неоднозначное всегда было отношение, потому что он – авангардный режиссёр. Тем не менее, то, что мне хотелось, я целиком и полностью для себя, на 100 процентов, реализовывала. Или последняя постановка Константина Богомолова.
У меня не было такого, чтобы я в какой-то момент почувствовала, что идёт использование меня. По крайней мере, такого не было. Может быть, действительно за счёт какой-то внутренней интуиции я чувствую этот момент. Где я обычно чувствую такое? Как правило, чаще такое бывает в кино, в каких-то сериалах. И я имею возможность не сниматься там, где не получаю удовольствия.
У вас были такие моменты, когда вы уходили со спектакля, с репетиции?
М. Миронова: У меня был один такой проект (но он был достаточно давно), который назывался "Чапаев и пустота" по Пелевину. Я начала там репетировать. И потом в какой-то момент поняла, что… Слава богу, человек я ответственный, не люблю подводить команду. Я – командный, в общем, человек. Поэтому я вовремя это сделала, на самых первых порах я почувствовала, что это не моё.
Ещё очень сложно работать, когда ты чувствуешь, что режиссёр не знает вообще, что он хочет. И ты начинаешь как-то пытаться спасать ситуацию. И возникает какая-то глупая ситуация. Я в таких ситуациях не люблю участвовать, и я в них не участвую. Это видно практически уже на первой встрече. Уровень профессиональности, может быть, ещё и не видно, хотя можно посмотреть предыдущие работы, чтобы что-то понять. А вот видение режиссёра, понимает ли он то, о чём будет снимать, что хочет, – это видно, мне, по крайней мере, даже во время первой встречи. Либо что-то загорается, а если что-то загорается, значит, с этим можно дальше как-то двигаться. Либо не загорается, и это значит, что нет. Мне есть чем заняться.
И чем вы занимаетесь?
М. Миронова: Ну, котлеты готовлю. Ещё Фондом занимаюсь, семьёй. С друзьями хочу повидаться. Я не из тех людей, которые не знают чем заняться.
Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.