Комментарии экспертов Обмену документами между ведомствами мешает отсутствие инфраструктуры
Персоны
Правительство утвердило список документов, которые чиновники при предоставлении госуслуг не смогут требовать от граждан по нескольку раз. В списке две с половиной сотни документов. Ведомства должны передавать их друг другу, а не требовать у граждан каждый раз, когда они приходят к чиновникам. В частности, такая схема будет действовать при оформлении российского паспорта. Теперь гражданам не придется предоставлять в МВД о государственной регистрации актов документы о рождении, усыновлении, о браке или его расторжении, смене фамилии, смене о регистрации по месту жительства, сведения об отношении к воинской обязанности. На связи со студией "Вестей ФМ" заместитель директора Центра ИТ-исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Евгения Сербина.
"Вести ФМ": Евгения, скажите, а скоро и насколько легко эти нововведения будут воплощены в жизнь, потому что обычно чиновники сопротивляются всяким новшествам, и все равно по старинке требуют документы?
Сербина: В соответствии с федеральным законом, существенная часть этих нововведений должна начать работать к 1 июля этого года. Скорей всего к 1 июля этого года в полной мере подобного не произойдет. Но мне хочется заступиться за госслужащих не только потому, что они хотят по старинке требовать документы, а просто потому, что существует достаточно много объективных препятствий внедрению этих мер, начиная от нормативных препятствий - во многих федеральных законах по-прежнему записано, что гражданин что-то должен предоставлять лично - и заканчивая отсутствием соответствующей инфраструктуры. Потому что для того чтобы быстро обмениваться данными, должны быть информационные системы, а это еще не везде реализовано. Вообще, конечно, что-то в этом направлении будет происходить, я очень надеюсь.
"Вести ФМ": Скажите, а как разобраться тогда, чиновник не хочет делать, потому что не может или потому что просто не хочет?
Сербина: Гражданину в этом разобраться достаточно сложно. Нам как экспертам разобраться несколько проще. Например, для того чтобы получить какую-то услугу, связанную с регистрацией недвижимости, гражданину нужно представить в территориальное подразделение Росреестра достаточно много документов, которые он собирает по муниципальным органам. Казалось бы, почему бы Росреестру самому по муниципальным органам это не собрать? Но проблема действительно реальная. Там список документов по ряду услуг не очень четкий. Это могут быть различные документы в зависимости от того, откуда у гражданина взялось право на эту недвижимость. И без помощи гражданина органу разобраться, в каком конкретном муниципальном органе какую конкретно бумажку запросить по межведомственному взаимодействию, очень сложно. И тут действительно такая "дырка" получается. И госслужащие могут заниматься злоупотреблениями. Поэтому выходом является - садиться, разбираться с каждой конкретной услугой и пытаться ужесточить, конкретизировать порядок ее предоставления, чтобы ситуация была более прозрачной, определенной.
Комментарий Евгении Сербиной слушайте в аудиофайле