Авторские материалы Театр Маяковского лишился пронзительного взгляда
Персоны
В Москве скончался известный актер Александр Лазарев-старший. Ему было 73 года. На его счету более 70 работ в кино. Народный артист России Александр Лазарев-старший украсил своим участием все самые знаменитые постановки Театра имени Маяковского, которому сохранял верность в течение пятидесяти лет. Среди самых известных киноработ актера – картина "Еще раз про любовь". Об Александре Лазарева – культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.
Когда они вместе шли по улице, от них невозможно было отвести взгляд. Александр Лазарев и его супруга, Светлана Немоляева, – не просто выдающиеся актеры, любимцы публики, но и удивительная семейная пара – всю жизнь вместе, на сцене одного театра. Их семья – театральный клан, сын Александр Лазарев-младший, который играет в "Ленкоме" и внучка Верочка, которая совсем недавно присоединилась к труппе Театра имени Маяковского.
Их было просто приятно слушать – в любом интервью, в любой беседе. О них никогда не судачили, да и сами они в любых театральных конфликтах всегда держались очень достойно. Вот и недавно, когда в Театре Маяковского произошел раскол, одна часть труппы требовала ухода Сергея Арцибашева, а другая была против, Александр Лазарев поддержал худрука театра, внешне оставался вроде бы сдержанным и спокойным, но, говорят, очень переживал эту ситуацию. У Сергея Арцибашева он сыграл в нескольких спектаклях, и сам режиссер вспоминает, что работать с Александром Лазаревым было огромным удовольствием.
"Мог играть разные роли, и всегда это были яркие работы. И я с ним поставил пять спектаклей, и это разнообразие проявлялось в этих работах. С ним было очень легко работать и интересно. Он принимал предложения, был внимательным к предложениям, также развивал эти предложения, и из этого получались замечательные разносторонние образы", – вспоминает Арцибашев.
Александр Лазарев родился в Ленинграде, в семье художников. Учился в Москве, в школе-студии МХАТ. Валентин Гафт учился на пару курсов старше, но говорит, что помнит Лазарева еще со студенческих времен.
"Я всегда смотрел на него с восхищением: красивый, огромный. Он стал замечательным артистом, любимым. Перечислить его роли, которые он сыграл, очень нелегко, их очень много. Но везде это не просто артист. Это человек, понимающий, зачем он играет. Этот человек никогда не притворялся, он играл ярко, от всего сердца. Он был очень современным артистом, очень узнаваемым. Очень много людей – героев, которых он сыграл, – узнавали себя в нем. Сейчас мы будем ощущать эту потерю, и особенно театр, в котором он работал", – рассказывает Гафт.
Его главной ролью в кино стал фильм "Еще раз про любовь" 1968 года, где он сыграл вместе с Татьяной Дорониной. В год выхода картину посмотрело около 40 миллионов зрителей, и к Лазареву пришло настоящее признание. Он довольно много снимался в кино – более 60 ролей – но в памяти публики он останется прежде всего театральным актером: ведь сразу после окончания учебы Лазарев был принят в труппу Театра Маяковского, на сцене которого играл более полувека. Для Игоря Костолевского сначала Лазарев был кумиром, позже – партнером по сцене.
"Когда я пришел в театр и увидел его, я был потрясен его умением, его мастерством, его красотой, его талантом. И он всегда для меня оставался таким, хотя проходило время, я бегал в массовках, потом мы начали играть роли, и много вместе играли. Я был его партнером. Это был замечательный, потрясающий артист с душой ребенка. С ним было удивительно легко играть, с ним было удивительно приятно играть. В нем не было никакого высокомерия, фанаберии. Он был всегда очень демократичен. И он всегда оставался прекрасным артистом", – вспоминает Костолевский.
Во всех постановках Александр Лазарев был совершенно разным, очень современным во многих своих трактовках. Он и сам говорил, что любит пробовать себя в разных неожиданных образах и разных ипостасях. На нем держались многие спектакли Театра имени Маяковского. Порой он выходил на сцену, и публика уже аплодировала только за удивительную стать, движение рукой, только за один пронзительный взгляд.