Авторские материалы На волю отпущен полицейский, стреляющий в людей
Персоны
Иркутский полицейский, обвиняемый в убийстве, не будет заключен под стражу, поскольку суд решил освободить его под залог в 1 млн рублей, сообщили сегодня в Следственном управлении СК России по региону. Напомним, что преступление произошло вечером 24 апреля. Автомобиль, управляемый оперуполномоченным Центра государственной защиты свидетелей областного ГУВД 28-летним Максимом Новиковым обрызгал водой из лужи двух братьев Максима и Ивана Горшковых. Возникла ссора, затем драка, в ходе которой полицейский стал стрелять из травматического пистолета. В результате Максим погиб на месте, а его брат Иван с ранениями доставлен в больницу. В мотивах решения судей разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Гололобов: Это была бытовая ссора. Началась с взаимных оскорблений и закончилась стрельбой. Недолго думая, полицейский выхватил травматический пистолет и открыл огонь по братьям. В Ивана попали три пули - в грудную клетку, глаз и живот. От полученных травм он скончался на месте. Максим Горшков получил два ранения - в живот и бедро. Причем разбушевавшийся полицейский выстрелами не ограничился, уже поверженному оппоненту он нанес несколько ударов по лицу рукояткой пистолета. "Если бы не подбежавшие люди, он меня бы убил", - позже сообщил потерпевший. Надо отметить, что Новиков не пытался сбежать и дождался патрульного наряда, который подъехал спустя три минуты. Дальше были следствие и суд, который решал вопрос о мере пресечения преступника. Судьи оставили его на свободе, сообщил старший помощник руководителя Следственного управления следственного комитета РФ по Иркутcкой области Владимир Саловаров.
Саловаров: Следственное управление ходатайствовало об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде содержания под стражей, так как не исключено, что он может оказать давление на свидетелей. Кроме того, потерпевший обратился к следователю с заявлением о том, что он опасается за свою жизнь. Однако суд принял решение освободить подозреваемого под залог в 1 млн рублей.
Гололобов: Российские суды периодически выпускают преступников на время следствия под залог. Но по преступлениям не столь жестоким. А отпустить на волю убийцу, пускай и в погонах полицейского, - это решение беспрецедентное, говорит руководитель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев.
Князев: Я практически не знаю таких случаев, где в отношении человека, обвиняемого по столь тяжкой статье, была бы избрана мера, не связанная с лишением свободы. Если бы это был простой гражданин, то никаких вопросов, думаю, не было. В данном случае, когда идет речь о таких дерзких преступлениях, направленных против личности гражданина, обычно таких людей содержат в местах изоляции.
Гололобов: С точки зрения здравого смысла, конечно, никакого снисхождения преступникам в погонах не должно быть. Все равны перед законом.
Князев: Может быть, даже наоборот, более тщательно относиться к таким делам, где замешаны сотрудники правоохранительных органов. Потому что как не им знать, что нарушать закон нельзя, и пользоваться своим служебным положением, тем более оружием, следует только тогда, когда ты защищаешь общество и гражданина, а не во вред ему.
Гололобов: Залог в миллион рублей, по словам адвоката обвиняемого, собирали его друзья и родственники. При этом сумма залога - ничем не примечательная. Когда речь идет об экономических преступлениях, то залоги бывают и по 10-15 миллионов. А здесь за убийство и причинение тяжких телесных всего миллион. Судья, наверное, просто таки уверен в высоких моральных качествах офицера Новикова и в том, что он никуда не сбежит. А если все-таки сбежит? Кто отвечать будет за это - его поручители или сам судья? Да по сути никто, поясняет Андрей Князев.
Князев: Судья вряд ли будет отвечать, если только в дисциплинарном порядке, если только что-то усмотрит вышестощий суд. Залог перейдет полностью государству, ну и человека объявят в розыск.
Гололобов: Уголовное дело за это преступление возбуждено по статье - убийство. Наказание за него вообще-то - до 15 лет. Но учитывая удивительную благосклонность иркутских судей к подсудимым в полицейских погонах, эксперты не исключают, что срок будет назначен по нижней планке наказания.