Авторские материалы Жителей сгоревшего дома выживали из их квартиры
Персоны
Причиной пожара в доме 9 на Садовнической набережной мог стать поджог. Этого не исключают в МЧС. Здание уже горело в мае этого года, а инвестора, которому принадлежит дом, неоднократно штрафовали за несоблюдение норм пожарной безопасности. Бизнесмен планировал снести дом и построить на его месте офисный центр. Однако его планам мешала единственная оставшаяся в доме семья, которая отказывалась переезжать в квартиры, предложенные инвестором. Подробности в материале корреспондента "Вестей ФМ" Екатерины Казанцевой.
Казанцева: Дом 9 строение 3 на Садовнической набережной - это пятиэтажка образца начала 20 века. Пожар там вспыхнул примерно в 9 утра. Клубы дыма заволокли прилегающие улицы, запах гари явственно чувствовался даже в метро. С земли возгорание тушили несколько десятков пожарных расчётов, с воздуха и воды с огнём боролись вертолёты и катера МЧС. Огонь охватил крышу и 3 этажа старинного дома. Здание это горит не первый раз, а до этого в нём нашли многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, говорит заместитель начальника Управления государственной надзорной деятельности ЦАО Москвы Дмитрий Крикуненко.
Крикуненко: Здание находится под инвест-контрактом у ООО "Великан-XXI век". Инвестору было выдано предписание о физической защите, охране этого здания. 1 мая здесь уже произошёл пожар, было установлено, что это был поджог. Материалы были переданы в ОВД "Замоскворечье", возбуждено уголовное дело.
Казанцева: Между тем, официальных версий возникновения пожара пока нет - на месте работают специалисты Госпожнадзора и Следственного комитета. Во внимание будет принято и то, что префектура обязала инвестора взять здание под охрану - ведь в доме продолжали жить люди. Но бизнесмен предписания проигнорировал. Более того, нынешний пожар подозрительно похож на тот, что произошёл здесь в мае, продолжает Дмитрий Крикуненко.
Крикуненко: Данной организации было поставлены условия, чтобы обеспечить охрану этого здания. В настоящий момент заключен только договор с ЧОПом, но как вы видите, здание у нас не охраняется, нет ограждения, оконные проёмы на первых этажах свободны, нет видеонаблюдения. В связи с тем, что тут деревянные перекрытия и обрешётка крыши, огонь очень быстро распространился. Мы также усматриваем 2 очага пожара на нескольких этажах.
Казанцева: В ноябре 2009 года тогдашний глава московского стройкомплекса Владимир Ресин рекомендовал к сносу все постройки домовладения 9. На месте старинного дома должен был появиться деловой комплекс с подземной стоянкой. Не лучшая участь для домов с такой историей, сокрушается активист Архнадзора Юрий Егоров.
Егоров: Комплекс строений на Садовнической набережной дом 9 (строения 1, 2, 3) больше известен как доходные дома купцов Приваловых. Дома были построены по проекту архитектора Эрнста Рихтера Нирнзее в конце XIX - начале XX века в стиле модерн. Это своего рода путеводитель по его творчеству, по ним можно наблюдать, как развивалась его архитектурная мысль. Дома представляют интерес и в мемориальном плане. В одном из зданий располагалась редакция журнала "Млечный путь", с которым сотрудничали Сергей Есенин, Игорь Северянин, Новиков-Прибой, Борис Пильняк.
Казанцева: Эвакуированные жители окрестных домов даже не сомневаются в версии поджога. В доме 9 был почти полностью расселён, жилой оставалась единственная квартира. Ольга живёт по соседству и немного знакома с обитателями злосчастной пятиэтажки. Она рассказывает, как тяжело им пришлось: бизнесмены, конечно, предлагали семье различные варианты обмена, но они были неподходящими.
Ольга: Там с инвесторами сложно, там такая "вилка": инвестор ей даёт, она говорит, мне это не подходит. А потом там ещё была "вилка" с опекой: там говорили, ей надо одно, а инвестор такого варианта предложить не мог. А потом это всё уже как-то по-другому началось решаться.
Казанцева: А потом упрямцев решили взять измором и предупредили, что в случае форс-мажора им придётся сняться с места, продолжает соседка.
Ольга: Их выживали оттуда. Им отрубили всё что можно, но заставляли платить. Потом, когда они прошли несколько судов, опомнились. Если дом аварийный, они должны меньше платить. Потом им газ отрубили, и им пришлось готовить в микроволновке или на каких-то электроплитках.
Казанцева: В версию поджога верят и в Архнадзоре. Говорит активист организации Юрий Егоров.
Егоров: Такие пожары во время Юрия Лужкова тоже не были редкостью. У них даже существовало название - "инвестиционный пожар". То есть после сильного пожара дом остаётся без крыши, с рухнувшими конструкциями. Его потом просто признать аварийным, а снести - дело техники. Вероятно, если это окажется поджогом, фирма-инвестор таким способом и действовала. Но это только наше предположение, окончательное слово за пожарными экспертами.
Казанцева: После такого пожара дом вряд ли восстановят. Но это предположение. Поинтересоваться судьбой здания у инвестора компании ООО "Великан - XXI век" невозможно, на вопросы там не отвечают. О самой же фирме известно совсем немного: возглавляет её некто Елена Николаевна Лужкова, а специализируется компания на нежилой недвижимости.