Комментарии экспертов Платить за "Мистрали" лишних денег никто не будет
Персоны
Контракт на поставку России вертолетоносцев "Мистраль" французского производства уже подписан, об этом сообщает французская газета "Ля Трибун". Договор предусматривает строительство 4 десантных кораблей, из них первые два будут построены на французской верфи в Сен-Назере и обойдутся нашей стране в 11 млрд 200 млн евро. Прокомментировать новость мы попросили эксперта. На связи со студией "Вестей ФМ" Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа.
"Вести ФМ": Александр Александрович, почему в прессе одновременно с сообщением о подписании и контракта о покупке "Мистраля" есть и комментарий о том, что Россия в итоге проиграет? Объясните, в чем дело.
Шаравин: Вы знаете, о том, что подписали контракт - пока это еще не проверенная информация. Но суть не в этом. Суть в том, что действительно много разных мнений вокруг этой сделки. Некоторые считают, что она для нас не выгодна, некоторые считают, что выгодна. На самом деле, не бывает так, чтобы все было всегда однозначно в пользу кого-то одного - или продавца, или покупателя. Всегда компромисс. Во-вторых, вот сейчас прозвучало то, что же является сутью этой сделки, что два вертолетоносца мы покупаем и два будем строить сами. Следовательно, одно из важных достоинств этой сделки, что мы получаем технологии, и в последующем мы сами сможем строить подобные корабли, пока мы это делать не можем.
Есть мнение, и оно достаточно распространено, что эти корабли нам вообще не нужны. Ну, на самом деле, это не так. Потому что у нас нет современных кораблей, которые могли бы быть одновременно не просто кораблем боевым, но и командным пунктом для соединения кораблей. Вот как раз об этом речь идет, чтобы современные технологии приобрести, прежде всего в сфере управления такими соединениями. Ну и, конечно, нужно понимать, что сегодня в сфере вооружений замкнуться просто невозможно, даже в США закупают вооружение за рубежом, позволяют себе это делать. Я не думаю, что мы гораздо сильней США в этой сфере. То есть, в принципе, в век глобализации нужно быть готовым к тому, чтобы что-то закупать за рубежом, а что-то продавать.
Кстати, эта сделка не такая уж простая. Мы не просто покупаем и уходим, мы тоже поставляем на большие суммы средства, в которых тоже нуждаются за рубежом. То есть, на самом деле, насколько мне известно, на миллиард мы продаем сами, то есть, по сути, тут даже в некотором смысле даже бартер получается. Поэтому не все так просто. Конечно, было бы неплохо загрузить наши мощности оборонно-промышленного комплекса, но пока я не уверен, что наши кораблестроительные корпорации способны сами это сделать.
"Вести ФМ": Александр Александрович, как вы прокомментируете появившуюся в прессе цену этой сделки? Миллиард 200 миллионов долларов, по-моему, российская позиция сначала была другой - 980 млн евро?
Шаравин: По поводу цены тут говорить нечего, потому что понятно, что там очень долгий торг шел, долгие согласования. Вы знаете, что некоторые люди были даже уволены со службы за то, что не правильно себя вели в период этих переговоров. Я не думаю, что кто-то там лишний рубль с нашей стороны заплатит. Естественно, всегда цена в таких сделках является предметом компромисса.