Комментарии экспертов Лазерные атаки опасны для гражданской авиации
Персоны
Хулиганские случаи ослепления пилотов самолетов наведенным лазером приобретают массовый характер. Кто этим занимается и зачем? Что может произойти с пилотами и самолётами? В гостях у "Вестей ФМ" побывал президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков.
"Вести ФМ": Мы будем говорить сегодня о безопасности полетов. И, безусловно, о последней трагедии, которая произошла в Петрозаводске, когда разбился самолет Ту-134. В связи с этим обсуждалось много различных версий, но и параллельно обсуждается другая проблема - ослепление летчиков лазером. Таких случаев уже несколько десятков с начала года зафиксировано в России. И задержан даже один подозреваемый недавно в Ростове-на-Дону. Но никто никогда не связывал эти две новости. Могло ли причиной катастрофы под Петрозаводском стать ослепление летчиков лазером или там это было невозможно, полностью исключено?
Аптуков: Не дай бог, чтобы такое случилось. Еще не зафиксированы в мире случаи потери воздушных судов именно по причине ослепления. И упаси господь от этого! Но эти лазерные атаки действительно опасны для гражданской авиации. К сожалению, лазерные атаки уже приобрели характер эпидемии и в Соединенных Штатах, в Европе, и в других странах. Это происходит чуть ли не в массовом порядке. Мы сейчас заканчиваем перевод материалов, которые подготовлены европейской организацией "Евроконтроль", с анализом, к чему это может привести: это и потеря зрения экипажа, и вывод из строя экипажа на самом ответственном участке полета - при заходе на посадку и при посадке. И как следствие всего этого возможно (это действительно надо понимать) тяжелое авиационное происшествие или катастрофа.
"Вести ФМ": Некоторые люди говорят, что это невозможно и что все слухи об опасности подобных "проделок" сильно преувеличены.
Аптуков: Можно себя успокаивать до тех пор, пока не случится страшное. Что тогда эти люди скажут? Наверное, все-таки давайте не доводить до греха. И законодателям надо поработать над тем, как усилить ответственность за подобные "проделки". Здесь же и авиационным властям надо позаботиться о том, какие правила, какие изменения внести в руководство по производству полетов. Здесь и конструкторам надо поработать, какие изменения внести в руководство по эксплуатации воздушных полетов. Я понимаю, что для правоохранительных органов появляется новая задача, новые вызовы, на которые надо реагировать. Каким образом надо реагировать? Я знаю, что в Европе и в Америке уже начинают полицейские вертолеты оснащать оборудованием, которое могло бы идентифицировать эти лучи, определять источник на земле. Это не указка. Указка особого вреда не принесет. Все то, что мощностью до 5 милливатт, - это обычная лазерная указка, применяемая в аудиториях на семинарах и на уроках, а если устройство мощностью до 500 милливатт, то это уже почти лазерное оружие! Поэтому меры предупредительные нужны по всем направлениям.
Полностью слушайте в аудиоверсии