Комментарии экспертов Птица для самолёта сродни снаряду
Персоны
Накануне Ту-154 был вынужден совершить аварийную посадку в Екатеринбурге. Неполадка в самолете, по данным Росавиации, возникла в одном из двигателей. Борт пришлось посадить на двух работающих двигателях из трех. Сегодня же самолет А-320 компании "Владивосток Авиа" совершил аварийную посадку в новосибирском аэропорту Толмачево. Здесь причиной ЧП, по предварительным данным, стало столкновение с коршуном. Как сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, пострадавших нет. На борту находились 8 членов экипажа и 152 пассажира. Все они в настоящий момент размещены в гостинце при аэропорте. О том, как избежать данные проблемы в небе, радио "Вести ФМ" поговорило с заслуженным пилотом СССР Олегом Смирновым.
"Вести ФМ": Здравствуйте. На какой высоте летают наши пассажирские самолеты, что так легко птицы могут залететь в двигатели?
Смирнов: Дело в том, что птицы как раз летают на малых высотах. На больших высотах они не летают. На таких высотах, на каких летают современные самолеты (десять километров и выше), птицу не встретишь. Птицы все летают у земли. Это часть природы, ничего здесь особенного нет. Сколько существует авиация, столько авиация сталкивается с птичками разных размеров с разными последствиями.
"Вести ФМ": То есть это означает, что, как минимум, это либо взлет, либо посадка, да?
Смирнов: Да, конечно. На взлете или на посадке. Совершенно правильно. На малых высотах.
"Вести ФМ": А насколько серьезные повреждения может получить самолет при таком столкновении?
Смирнов: В 99,9% эти столкновения (а каждый сталкивался с этим явлением) заканчивается безопасно, в общем, безопасно. Но, в лучшем случае, это некие повреждения планера, двигателей, систем каких-то и так далее. В худшем случае - это даже авиакатастрофы, что является довольно-таки редким явлением. Это надо с такой пташкой встретиться, чтобы она сработала как снаряд. Все пташки действуют как снаряд. Потому что, если сложить кинетическую энергию, связанную со скоростью самолета, и кинетическую энергию, связанную со скоростью птицы, то эта энергия равна энергии снаряда. А размер этого снаряда зависит от размера птички.
"Вести ФМ": Олег Михайлович, а чья это зона ответственности? Можно ли, скажем, аэропорт обязать разгонять птиц?
Смирнов: Это его обязанность. И при сертификации аэропортов обязательно учитывается этот фактор наличия птиц в воздушной зоне аэродрома.
Полностью слушайте в аудиоверсии