Картинка

Авторские материалы Каддафи начинает торги за мир

5 июля 2011, 18:35

Персоны

Урегулирование на Ближнем Востоке вполне возможно, говорят мировые эксперты. Каддафи "подает сигналы" о том, за какую цену он согласен оставить свой пост. Его семья должна получить гарантии безопасности, кроме того, в политике должен остаться его сын - Саиф аль-Ислам. Ответные предложения как у противников режима, так и у третьих стран уже есть. На что может рассчитывать лидер ливийской революции по итогам торгов? С экспертами беседовала корреспондент "Вестей ФМ" Людмила Шаулина.

Дипломаты принимают от Каддафи сигналы. Вроде бы полковник готов отказаться от амбиций в обмен на гарантии безопасности. Еще одно условие - его сын - Саиф аль-Ислам - должен участвовать в выборах президента на общих основаниях. В переходном национальном совете единой позиции нет. Глава совета Мустафа Абд-аль-Джалиль заявляет: гарантии будут, но только если Каддафи уйдет в отставку и распустит солдат. Тогда ему даже позволят выбрать, в какой стране жить. Можно в Ливии, но под тотальным контролем. У представителя информцентра переходного совета - другие идеи. Если Каддафи останется в стране, это чревато напряженностью. А уж подпускать к политике сына бывшего лидера, считает он, значит, вообще обрекать страну на неизбежный взрыв. На НАТО надежды тоже не очень много, считает Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. Ситуация - патовая.

"У него все хорошо с армией, они достаточно жестко сопротивляются и хорошо вооружены, верны ему. Даже с блоком НАТО в качестве военно-морской и военно-воздушной поддержки повстанцы тоже ничего не могут сделать. А воевать за них блок НАТО не договаривался", - рассказывает Сатановский.

Тем более что парочка козырей против международного сообщества у Каддафи в рукаве, скорее всего, есть, добавляет руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов.

"Неизвестно, какие у него есть в запасе факты, которые он может вывалить, причинив немалый ущерб многим европейским странам. Не нужно забывать, что после того, как Каддафи отказался от программы создания ядерного оружия, к нему все кинулись с распростертыми объятьями и стали покупать у него нефть, продавать ему оружие, предоставлять кредиты. И даже шатер ему разрешали расставлять в столицах прямо рядом со священными историческими местами. Так что, наверное, у него большой материал есть на всех", - комментирует Арбатов.

Предложение оппозиции избавить Каддафи от международного уголовного преследования для полковника - тоже не аргумент, продолжает Евгений Сатановский. Его и так пытаются уничтожить, уже убит его сын и маленькие внуки. Будет ли прикреплен к ракете вердикт международного трибунала, для семья Каддафи не так уж важно. Но и выбрасывать белый флаг смысла мало.

"Демократия на Ближнем Востоке - это право сильного поработить слабого. Судьбы Бен Али в Тунисе и Мубарака в Египте очень убедительно говорят о том, что бывает с ближневосточными лидерами, которые, положившись на международное сообщество и свои заслуги перед ним, уходят от власти. А вот суданский президент Омар аль-Башир, который наплевал на вердикт международного уголовного суда, ездит в Китай, ездит по африканскому миру, управляет страной, переизбран, показывает, что только тот, кто сопротивляется, тот и останется у власти", - отмечает Сатановский.

В настоящий момент Каддафи по-прежнему является стабилизирующим фактором в стране, добавляет Алексей Подцероб, ведущий сотрудник Института востоковедения, бывший посол в Ливии.

"Предположим, Каддафи уходит, армия уходит в казармы. Повстанцы начинают сводить счеты, начинается борьба всех против всех. Умеренные деятели, которые сейчас преобладают в переходном национальном совете, сразу оттесняются в сторону", - рассуждает Подцероб.

Потому-то даже загнанный в угол Каддафи свой пост оставлять не хочет, делает вывод Евгений Сатановский.

"Условия его понятны - это выборы, но без ограничений. Без всяких условий типа "сыновья Каддафи не могут участвовать в выборах, все, кто были при нем, должны уйти". Это все чепуха. А, собственно говоря, на каком основании сыновья Каддафи не могут участвовать в выборах? Почти наверняка на выборах победить его сын. Маловероятно, что победит кто-нибудь из его бывших министров или никому не известный племенной лидер из Киренаики. Но вот это как раз людям из Бенгази совершенно не нужно", - поясняет Сатановский.

Без третьих лиц переговорный процесс забуксует окончательно, резюмирует бывший посол в Ливии. Каддафи не должен капитулировать, оппозиция не должна получить всю полноту власти.

"Успех возможен, если это будет не односторонний уход, если это станет итогом переговоров, в результате которых будет образована какая-то коалиционная власть, которая установит контроль над всей страной, чтобы не допустить скатывания Ливии к хаосу. Но говорить о том, что мы начнем переговоры, только тогда, когда уйдет Каддафи, - это сталкивать ситуацию в тупик", - говорит Подцероб.

Между тем решение должно быть принято как можно скорее. Сын Каддафи вслед за отцом пригрозил Западу терактами. По его словам, западные силы, атакующие Ливию, сделали себя "легитимными целями" для расплаты.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация