Картинка

Комментарии экспертов У пассажиров нижней палубы "Булгарии" практически не было шансов

11 июля 2011, 16:56

Персоны

Теплоход "Булгария" уже давно был неисправен и имел крен на один из бортов. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения на форуме в Интернете. Обсуждение проблем судна проходило на форуме задолго до того, как оно затонуло. "Булгария" пришла в пункт назначения с опозданием в 5 часов. Шли на одной машине, причём с жутким креном на левый борт. Бедные туристы!", - написал пользователь еще 5 июля. Он также опубликовал несколько фотографий теплохода, на которых четко виден крен на правый борт. По последним данным, в затонувшем судне находятся тела примерно 110 погибших, в том числе 30 детей. На борту, по разным данным, находились от 179 до 199 человек. 80 человек удалось спасти. Кто виноват и кому теперь нести ответственность? С комментариями для "Вестей ФМ" - председатель Клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

"Вести ФМ": Как вы считаете, почему подобное могло произойти? Почему теплоход, который был неисправен на протяжении многих лет, как сейчас пишут в Интернете, продолжал нелегально выходить в рейс?

Курдин: Мне кажется, все просто. Жажда нажива у многих превышает все допустимые пределы, поэтому за деньги можно получить любое разрешение или сделать так, что люди просто закроют глаза на то, что неисправный, неподготовленный теплоход с пассажирами на борту выходит в рейс и никто этого не заметит. Вы не думаете, что река - это просто так. Там есть, грубо говоря, своя ДПС, свое ГАИ, которые наблюдают за движением судов, регулируют. И если судно не имеет разрешения, оно должно быть немедленно остановлено и возвращено в порт.

"Вести ФМ": Но ведь об этом знали не только, как вы говорите, сотрудники ДПС, наверное, знали о плачевном состоянии судна и те, кто его заправлял, кто обслуживал его технически. Ведь какое-то техническое обслуживание все равно проводилось.

Курдин: У нас в Советском Союзе был (и остаётся) так называемый Речной регистр, именно он дает разрешение на эксплуатацию судна в определенных условиях, которое утверждает его пассажировместимость, его мореходность, то есть при какой погоде он имеет право выходить, при какой не имеет право. Он дает также ограничение по районам плавания. Действует ли это сейчас - мне трудно сказать.

"Вести ФМ": Как вы считаете, могли быть какие-то другие причины трагедии, кроме разгильдяйства и вот этой жажды наживы, которая привела к трагедии?

Курдин: Мне кажется, что здесь есть как техническая причина, так и пресловутый человеческий фактор. Трудно сейчас говорить о конкретных причинах, но, скорее всего, имея уже крен на правый борт, экипаж и капитан на это закрыли глаза, оказавшись в довольно приличной акватории Куйбышевского водохранилища. И мне представляется, что резко испортилась погода, налетел так называемый шквал, а в это время, может быть, вышло из строя рулевое управление, когда руль резко кладется на борт и судно получает естественный крен. Плюс порыв ветра, да еще плюс открытые иллюминаторы нижней палубы, а это судно не имеет водонепроницаемых переборок, поэтому оно, судя по всему, опрокинулось и поэтому у пассажиров, которые были на нижних палубах, шансов спастись практически не было.

"Вести ФМ": Скажите, а перегруженность судна, то, что там было пассажиров, по последним данным? на 50-60 человек больше чем положено, могло тоже сыграть свою роль? Или все-таки это не существенный фактор?

Курдин: Этот фактор достаточно существенный, в первую очередь из-за наличия спасательных средств. Вот вышло 90 человек, значит, должно быть 90 спасательных жилетов плюс 10% запаса должно быть количество исправных спасательных шлюпок. Я понимаю, что в течение нескольких минут, вполне возможно, их и спустить на воду нереально, но вот, понимаете, все это в комплексе очень напоминает катастрофу Ту-134 под Петрозаводском. Такой же старый самолет, такой же экипаж. Вы знаете, что стаж капитана 29 лет? Ведь это не очень хорошо. Американцы держат командирами лодок людей не более 5 лет, потому что они считают, что у них утрачивается чувство опасности и огромный опыт начинает играть отрицательную роль. Где у нас сейчас готовят капитанов? Или у нас плавают те же самые люди, которых мы подготовили в 50-60-х годах? Вот это тоже один из элементов вот этого человеческого фактора.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация