Комментарии экспертов Лучше перестраховаться, чем пустить суда на водохранилища
Персоны
Российский речной регистр запретил пассажирским судам того же проекта, что и затонувшая "Булгария", заходить на водохранилища до окончания расследования.
На связи со студией радио "Вести ФМ" - председатель совета, директор компании "Инфофлот" Александр Соснин.
"Вести ФМ": Александр, сейчас высказываются диаметрально противоположные точки зрения: одни эксперты говорят, что теплоходы этого типа конструировались с учетом российской специфики, другие - что их нельзя выпускать на водохранилища.
Соснин: Строились они, безусловно, с учетом российской специфики, потому что в начале 50-х годов, когда этот проект выполнялся, там уже шла речь о том, чтобы эксплуатация судов была, в том числе, и на водохранилищах. И, в общем-то, они под это были рассчитаны. И с тех пор они без проблем эксплуатировались. Это первый случай потери устойчивости подобным судном.
"Вести ФМ": Тогда нужен ли этот запрет, или суда находятся уже в таком техническом состоянии, или могут, по опыту "Булгарии", находиться в таком техническом состоянии, что их нельзя выпускать на открытую воду?
Соснин: Я думаю, что, конечно, сейчас несколько перестраховались. Но в таком случае лучше перестраховаться, чем суда эти будут ходить по водохранилищам. Но, конечно, все должны показать расчеты. Но самое основное, что до конца непонятны причины катастрофы. Конечно же, есть наиболее вероятные предположения, но они не связаны с прочностью корпуса. И в меньшей степени связаны с конструкцией судна. Скорее всего, это неправильный маневр, не закрепили иллюминаторы, и такое роковое стечение обстоятельств, сильный боковой ветер. И то, что судно потеряло ход, могло усугубить ситуацию. А до этого, надо сказать, эти суда безопасно ходили по водохранилищам. Никаких аварийных ситуаций не было за все время эксплуатации.
"Вести ФМ": Сейчас, наверное, будут решать, что делать с судами этого проекта. И здесь возникает вопрос: с одной стороны, их можно отремонтировать, привести в идеальное состояние и пустить снова в рейс, с другой стороны, может это будет слишком дорого, и гораздо проще купить новое современное судно, и начать его эксплуатацию. Существуют ли какие-то прикидки, расчеты, что лучше сделать?
Соснин: Безусловно, это абсолютно разный порядок цен. Ведь не существует на сегодняшний день такого, как авторынок, где можно приобрести себе автомобиль, и вот не существует такого рынка, где можно выбрать себе судно для эксплуатации на российских реках и водохранилищах. То есть это надо заказывать проект и осуществлять строительство. Это все вместе может стоить ориентировочно 500-600 миллионов рублей. То есть это долгосрочные проекты с участием банков и так далее. А по этим судам, как считаю я и мои коллеги в отрасли, если судно нормально проходит техническое обслуживание, а ведь это замена и частей корпуса раз в пять лет, капитальный ремонт всех двигателей, и если обеспечиваются требования безопасности, а в данном случае должны быть закрыты иллюминаторы, если судно нормально эксплуатируется, то с ним ничего не случится, потому что десятки других судов, которые работают до сих пор, попадали в гораздо худшие условия, и ничего с ними не происходило.
Полностью слушайте в аудиоверсии.