Комментарии экспертов В ситуации с "Континентом" отнекиваются все
Персоны
Застрявшим по причине краха авиакомпании "Континент" тремстам пассажирам во Внукове предлагают только воду. Все они должны были улететь на отдых в Симферополь, Анапу и Норильск. Как сообщила пресс-секретарь Внукова Елена Крылова, "мы за свой счёт вынесли кулеры воды для пассажиров. Ничего больше мы сделать не можем. Мы – аэропорт, а не пункт питания". Что делать туристам, попавшим в такую непростую ситуацию? И кто в данном случае должен обеспечивать пассажирам питание и ночлег? С подробностями для радио "Вести ФМ" – юрист Всероссийского общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Алишер Захидов.
Захидов: Сложилась критическая ситуация, чрезвычайная ситуация. И в этой ситуации, конечно же, обязаны и должны быстро отреагировать службы МЧС. Потому что в таких катастрофических ситуациях, которые возникают внезапно и которые затрагивают большие группы людей, они обязаны предпринять элементарные, простые вещи. Пользуясь случаем, я попросил бы их, чтобы они сделали элементарное: привезли бы цистерну с водой, развернули бы полевую кухню, развернули бы пункты питания, пункты первичного медицинского осмотра, пункты поддержки. Потому что говорить о том, что "Континент" будет что-то делать в этой ситуации, просто бессмысленно. Если все говорят о том, что они банкроты, говорить о какой-то процедуре банкротства и возможности предъявлять иски в каком-то арбитражном судопроизводстве по данному конкретному случаю было бы, по крайней мере, неуместно. Людей интересуют сейчас, прежде всего, первичные потребности. Они сейчас фактически брошены.
Некому предъявлять претензии в этой ситуации. Нет компании "Континент". Она банкрот. Представители бегают, если они сейчас вообще есть. Все федеральные правила авиационных перевозок пассажиров рассчитаны только на благополучные ситуации, и когда рабочие реальные компании не выполняют свои обязанности перед пассажирами, и возмущенные граждане-потребители могут и вправе предъявлять претензии к этим компаниям. Здесь ситуация форс-мажорная. Нет компании. Все. Люди не по своей воле оказались в Москве. Их просто свезли сюда кучей. Часть сидит в Домодедове, огромная часть сидит во Внукове. Все отнекиваются.
"Вести ФМ": Алишер, у туристов есть некий страховой фонд, который в этих случаях подключается. А у транспортников?
Захидов: Нет. Это все на волевом уровне руководства решается. Росавиация должна принять какие-то сейчас в чрезвычайной ситуации волевые решения. Накормить людей, обуть. Считайте, что сейчас просто военное время наступило. Некому предъявлять претензии.
"Вести ФМ": А потом люди могут кому-то претензии предъявить?
Захидов: "Потом" никого не интересует. Не дай бог, сейчас кто-то перегреется из детей в этой тяжелой ситуации, кто-то заболеет диареей, у кого-то подскочит температура, и люди не получат элементарную медицинскую помощь, приедет прокуратура и будет разбираться со всеми. Вот это "потом" должно быть сейчас. Надо говорить о реальных вещах.
"Вести ФМ": Хорошо, мы поняли. Вы предлагаете призвать МЧС. Что еще можно сделать?
Захидов: Я предлагаю обязательно призвать МЧС. У транспортников есть страховой фонд на случай чрезвычайных ситуаций.
"Вести ФМ": Значит, он все-таки есть.
Захидов: Обязательно. Они обязаны и должны сейчас придти. Три-четыре кареты скорой помощи должны стоять. Обязательно людей должны накормить, чтобы не случилась опять та же катастрофическая спекуляция с ценами, которая была во времена ледяного дождя, когда бутылка воды до 400-500 рублей доходила.
"Вести ФМ": Здесь уже Роспотребнадзору нужно подключаться.
Захидов: Да ничего они не сделают. Это все иллюзия. Этой катастрофической ситуацией должно заниматься МЧС. Они должны привезти полевую кухню, они должны привезти цистерну воды.