Авторские материалы Общество вернуло Мирзаева под стражу
Московский городской суд отменил решение освободить под залог чемпиона мира по единоборствам Русула Мирзаева. Его обвиняют в убийстве студента Ивана Агафонова. Инцидент произошел чуть больше недели назад. Дело вернули для нового рассмотрения в Замоскворецкий суд. Все детали этой истории, а также комментарии экспертов собрала в своем материале корреспондент радио "Вести ФМ" Виктория Пыркова.
22 августа Замоскворецкий суд оценил возможность отпустить под залог Расула Мирзаева в пять миллионов рублей. Перед этим на заседании зачитали письмо, подписанное депутатами Госдумы, Заксобрания Дагестана, партнерами по рингу и другими, где все они ручались, что подозреваемый никуда не скроется. Но вчерашнее решение районного суда у многих вызывало недоумение. Руководитель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев говорит, что подобное в его практике случалось крайне редко:
Это единичные случаи, когда при таких обстоятельствах, с таким исходом избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Мы знаем процессы, когда человек обвиняется в мошенничестве или в растрате и сидит в тюрьме годами, месяцами. В данном случае такое интересное решение.
Это решение Замоскворецкого менее чем через сутки отменил Мосгорсуд. В ходе заседания было отмечено, что судья первой инстанции, принявшая 22 августа решение о залоге "практически переоценила" невозможность Мирзаева скрыться, хотя у него имеется загранпаспорт и заключены контракты на бои за рубежом. Представитель прокуратуры напомнила коллегии, что подозреваемый - профессиональный борец, и может угрожать свидетелям.
По сути, Мосгорсуд выполнил требование Следственного комитета. С другой стороны - влияние общественного мнения. Член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена именно с ним связывает новый вердиктом:
Когда речь особенно идет о преступлениях против личности, конечно, как правило, суд избирает меру пресечения в виде содержания под стражей. В данном случае, конечно, общественность сыграла свою роль. Но суд, принимая свои решения, должен руководствоваться нормами закона.
Националистические высказывания, которые зазвучали в том числе в Интернете после первого решения отпустить Расула Мирзаева под залог, по мнению члена Общественной палаты, Максима Шевченко, не должны были оказать воздействие на судебную процедуру. Это не просто проявление слабости, а тревожный симптом:
Он явно не является закоренелым преступником. Я не понимаю, зачем держать в тюрьме человека, который не является закоренелым преступником, который добровольно сдал себя в органы правосудия. Вполне возможно его под подписку или под залог отпустить. Но можно и удерживать. Это по решению суда. Но бояться "манежки" не стоит в правовом государстве. Государство не должно позволять шантажировать себя толпе, которая движима провокаторами и разного рода националистическими лозунгами. Когда толпа начинает управлять мнение суда, он перестает быть судом.
Социолог Валерий Федоров называет, как минимум, два схожих случая: когда автомобилисты встали на защиту Олега Щербинского, обвиненного в гибели алтайского губернатора и историю с дочерью главы иркутского избиркома, наехавшей на пешеходов. В каждой истории общественность оказала решающее воздействие на правоохранительные органы:
Дело Мирзаева ни в коем случае не уникально. Все они отличаются следующими характеристиками: трагическое событие, в котором участвует представитель условно говоря "верхней" части общества. Известно семейства, власть предержащий, работник органов - на одной стороне. На другой - потерпевший, кого нельзя причислить к сильным мирам сего. Зачастую такие инциденты могут иметь этническую окраску. Все это вызывает взрыв возмущения у общества, и через какое-то время правоохранительные органы и те уступают общественному давлению. Это уже тенденция...В последние месяцы правоохранительные органы быстрее реагируют на такие инциденты чем раньше. Это можно охарактеризовать как возросшую чувствительность к общественному мнению.
Что же касается дела Расула Мирзаева, то он останется под стражей до 26 августа. Следующее слушание по избранию меры пресечения Расулу Мирзаеву состоится в том же Замоскворецком суде, но уже в ином составе.