Комментарии экспертов Коммерческую возможность нужно оставить за авиакомпанией
Персоны
8 сентября на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем Дмитрий Медведев сделал несколько заявлений по изменению сложившейся практики авиаперевозок в России. Одно из них касается обновления парка самолетов, причем за счет приобретения лайнеров за рубежом. Если наши производители не справляются, то будем покупать чужие, сказал глава государства. Подробности и новости рассказал заместитель министра транспорта Валерия Окулова в эфире "Вести ФМ".
"Вести ФМ": Валерий Михайлович, здравствуйте!
Окулов: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Расскажите, пожалуйста, подробнее и поясните. Вот президент сказал, что даст конкретное поручение правительству, которому тоже в свою очередь потребуется время, чтобы разработать план действий. Ну, вот сейчас навскидку, когда, у кого, в каком объеме, какие лайнеры нам следует начать приобретать?
Окулов: Давайте прежде всего уточним, к каким самолетам относится такое указание. Дело в том, что для крупных авиакомпаний, магистральных компаний приобретение самолетов является безусловно серьезной финансовой нагрузкой, но это совершенно решаемая для них задача по существу хозяйственной, финансово-операционной деятельности. Гораздо сложнее ситуация с авиакомпаниями, которые выполняют полеты на регулярных перевозках. Еще сложнее у тех, которые работают на местных воздушных линиях, то есть для извозчиков по нашим регионам. И оказать поддержку прежде всего таким авиакомпаниям является задачей правительства. На это ориентировал как раз президент.
"Вести ФМ": Вот сейчас на местных линиях летают Як, Ан-24, Ту-134. Какие машины надо оставлять, какие менять?
Окулов: Речь идет прежде всего о самолетах класса Ан-24, Ан-26, видимо, в какой-то степени и Як-40. Мы видим, что ряд авиакомпаний успешно перешли на новые самолеты, вводят в эксплуатацию такие самолеты, как АТР-42, АТР-72, Даш-8, Сааб и так далее. Но, действительно, перейти на такую практику лизинга современных зарубежных самолетов непросто, и здесь нужна, видимо, какая-то финансовая подпорка. Наверное, даже не столько в виде субсидий, а какого-то дополнительного фондирования либо для лизинговых компаний, которые будут заниматься как раз вот лизингом такого класса самолетов, либо для самих авиакомпаний.
"Вести ФМ": Вот если это все, действительно, очень дорого и надо как-то все очень хорошо просчитать. Вот на ваш взгляд, какие модели нужно приобретать, какие нам нужнее всего? И с точки зрения цены, и с точки зрения их технических свойств.
Окулов: А вот по-разному наши компании решают для себя этот вопрос. Кто-то сориентировался на АТР, кто-то сориентировался на Даш-8, кто-то на Саабы. Это зависит, действительно, от рынка, на котором работают авиакомпании, от той конъюнктуры ценовой, которая складывается на рынке предложения самолетов. И здесь делать ставку на какой-то один тип, было бы неправильно. Все-таки вот эту коммерческую возможность, определиться авиакомпании с выбором типа, нужно оставить не за государством, а за авиакомпанией. Потому что она в конечном счете несет ответственность за успех или неуспех своей коммерческой деятельности, успех своей операционной деятельности, ну, и прежде всего за безопасность полетов.