Картинка

Комментарии экспертов В России за 4 года в 100 раз уменьшилось число удалений избирателей

20 сентября 2011, 09:42

Персоны

Центральная избирательная комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в России. В чем заключается специфика работы ЦИК? Можно ли назвать выборы в России честными? Об этом и многом другом в утреннем эфире "Вестей ФМ" рассказал глава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир Чуров.

Соловьев: Что происходит на выборах? Какие, действительно, нарушения могут быть и вам известны, а какие - выдумка? Почему после выборов в Москве партия "Яблоко" была возмущена, требовала пересчета и, действительно, на одном из избирательных пунктов ее голоса нашлись?

Чуров: Эта история произошла на одном избирательном участке, а открыто было в Москве более 3000 избирательных участков, как вы знаете. В течение года принимаются иски, основная документация хранится год. В течение года было подано исков по опротестованию результатов менее чем на 100 участках из 3000. Поэтому говорить здесь о массовых фальсификациях не приходится, и я всегда на вопросы москвичей, почему у нас всего две фракции в городской думе, говорю: кто вам мешал всем дружно прийти на выборы и обеспечить хорошую явку? Ведь явка была чуть более 30%.

Соловьев: Понимаю, все-таки, что произошло на том избирательном участке?

Чуров: На том избирательном участке бюллетени, отданные за партию "Яблоко" и за некоторые другие партии, были переложены другой партии, в данном случае, поскольку пересчет был произведен, могу сказать, что это было произведено, они были переложены почему-то в пачку за КПРФ.

Соловьев: А почему?

Чуров: Этим занималось следствие. Умысла не установлено. Пока, может быть. Хотя мы в таких случаях обычно настаиваем на доведении следствия до конца. Совсем недавно по нашему настоятельному требованию возобновлено следствие по незаконным агитационным материалам во Владимире, направленным против лидера ЛДПР. Также возобновлено несколько следственных действий, в том числе и по Москве, был известный и очень странный случай, когда спустя почти год на обочине, якобы случайно нашли 6 пачек предметов, похожих на бюллетени, в нештатной упаковке. И я очень хочу, чтобы все-таки следствие установило, в какой типографии отпечатаны эти вещи, похожие на бюллетени, кто их упаковал и кто их подбросил на эту обочину спустя год.

Соловьев: Многие люди приводят вполне конкретные примеры. Например, пишет Сергей Скворцов: "Был на одних выборах наблюдателем от ОВР в маленьком селе. Там выборы прошли абсолютно честно, а вот в других..." Следующий вопрос: "Был на выборах, видел, как вечером приехали и вкидывали бюллетени тех, кто не пришел, вкидывали за правящую партию".

Чуров: Это было на ваших глазах и вам глаза не завязали? Вот у нас есть такая жалоба: "Вот вы знаете, что на участок привозят пачки заполненных бюллетеней ночью и подбрасывают их к потолку, чтобы они равномерно улеглись на столе для подсчета голосов".

Соловьев: Равномерно может и не надо. Но вот ещё пишут: "Татарстан. Ночью вытаскивали и закидывали за "ЕдРо", плюс всех не пришедших ночью кидали за "ЕдРо" в прошлую Госдуму".

Чуров: На глазах у многочисленных наблюдателей всех партий? У нас был случай даже в Москве, когда поступило заявление, правда, устное (письменного заявления потом не поступило, понятно, за письменное ответственность несколько иная) от одного известного политика о том, что якобы на его глазах на участке, на Новом Арбате, вбросили 1000 бюллетеней. Бюллетень формата А3 был тогда, то есть достаточно большой. Я показал журналистам - вот пачка, 1000 бюллетеней... Давайте, вбрасывайте под телекамеры, сколько у вас это займет времени?

Соловьев: Почему Вы выступили против наблюдателей?

Чуров: Я не выступал против наблюдателей. Мой лозунг: "Наблюдатель - лучший друг Избиркома". В Российской Федерации за последние 4 года между двумя федеральными циклами, наверное, более чем в 100 раз уменьшилось число удалений избирателей с избирательных участков. Это единицы. Вот недавно по Тамбову мне публично был задан ехидный вопрос: "А почему бы вам не привести статистику удалений по партиям и количество наблюдателей от партий?" Я привел эту статистику, только газета, которая вела эту полемику, ее не опубликовала. И оказалось, что три партии имели примерно одинаковое количество наблюдателей, более чем по 200 человек, и одна - немножко меньше. И из этих более чем 2000 наблюдателей было удалено всего 9.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Читайте также:

Наблюдатель - лучший друг ЦИК

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация