Комментарии экспертов Кубинцы - мастера реставрации автомобилей
Персоны
У кубинских автолюбителей праздник - на Острове свободы после многолетнего запрета частным лицам разрешили покупать и продавать автомобили. Текст соответствующего постановления размещен в официальном издании Министерства юстиции Кубы, а в действие он вступит с 1 октября. "Вести ФМ" обсудили эту новость с ведущим программы "Вести в субботу", членом президиума Совета по внешней оборонной политике и большим знатоком Кубы Сергеем Брилёвым.
"Вести ФМ": Как Вы восприняли эту новость? И если можно, расскажите, как было раньше? Неужели нельзя было купить и продать машину?
Брилёв: Все это было действительно сложно, и для того, чтобы купить машину рядовому кубинцу, ему нужно было быть членом привилегированного класса, желательно из номенклатуры ЦК для того, чтобы приобрести, например, автомобиль советского или российского производства типа "Лада". В целом же на острове, наверное, больше половины автопарка составляют автомобили, которые были ввезены на Кубу до американского эмбарго, то есть до 1959 года. И этот вторичный рынок худо-бедно существовал. Если строить журналистский образ, то всегда можно было красиво сказать, я даже в одном репортаже использовал, что "вот американская машина латанная-перелатанная, в которой стоит движок от советской "Волги", а заправляют ее венесуэльским бензином". Это описание политических реалий.
Но в действительности в этой истории можно порадоваться за либерализацию кубинского образца для самих кубинцев, но пока радоваться не приходится тем иностранным коллекционерам, для которых Куба - конечно же, источник тех самых автомобилей. Потому что где еще можно беспрепятственно найти Chevrolet 1956 года? А это удивительно красивый автомобиль!
"Вести ФМ": И, кстати говоря, судя по кадрам оттуда, в неплохом состоянии!
Брилёв: Да, кубинцы - действительно мастера реставрации и здорово это делают. Другое дело, о чем я, собственно, и говорю, заключается в том, что когда в 90-е на Кубе легализовали доллар и появились иностранные туристы, то, естественно, многие из них, приехав и увидев эту красоту, норовили эти автомобили покупать и вывозить с острова к себе. В Европу ли, в Канаду - это уже не важно. В Америку не ввезешь, потому что хотя машина американская, она все равно получается кубинским экспортом, и, соответственно, запрещена к ввозу в США. И власти довольно быстро смекнули, что, естественно, немедленно возник рынок, и рядовой кубинец вдруг получает очень приличные деньги, как будто с неба. И вот эту "лавочку" прикрыли. То есть, насколько я понимаю, кубинцам запрещено продавать эти автомобили иностранцам. И сегодняшнее решение половинчатое: то есть для кубинцев внутри страны это хорошо, но зарубежным гостям Кубы, которые хотели бы такой автомобиль купить, привезти даже в Россию, отреставрировать, по-моему, сделать это будет невозможно.
"Вести ФМ": Но, может, машины там лучше и сохранятся!
Брилёв: При 30-градусной жаре и влажности это на самом деле подвиг, который осуществляют кубинские механики, сохраняя эти замечательные ретроавтомобили, но в действительности им бы лучше в другом климате ездить, конечно.
Полностью слушайте в аудиоверсии