Комментарии экспертов Без высшей подготовки гражданская авиация существовать не может
Персоны
Министерство транспорта России предлагает сократить срок обучения для пилотов гражданской авиации с 5 лет до 3. Причина - масштабный дефицит кадров в отрасли. Однако пока принято принципиальное решение о четырехлетнем периоде обучения. С комментариями для "Вестей ФМ" - независимый авиационный эксперт, профессор, заслуженный пилот Советского Союза Олег Смирнов.
"Вести ФМ": Олег Михайлович, скажите, как вы оцениваете инициативу сократить обучение с 5и лет до 3?
Смирнов: Из-за отсутствия кадровой политики у государственных регулирующих органов за последние 20 лет все это привело к дефициту летного персонала, а дефицит летного персонала является одним из врагов для безопасности полетов. А что такое политика? Это умение смотреть дальше своего носа - на год, на 2, на 5 на 10 - чем дальше, тем лучше. И сейчас, конечно, те органы, которые упустили этот момент на протяжении последних лет, мечутся в горячке, чтобы какие-то меры предпринять, потому что иначе с них же спросят - где же вы были все эти годы? И поэтому доходит дело до абсурда. Даже предлагают отменить высшее образование! Что такое отменить высшее образование? Это равносильно тому, что сказать: давайте мы уйдём от полетов на самолете, забросим это дело и перейдем к перевозкам на собаках, оленях и на лошадях. Об этом же никто не говорит, потому что это очевидная глупость. Но вот отмена высшего образования - та же глупость, но сказанная совсем по-другому. Вообще, высшее образование для любого государства - наивысшее достижение социального, политического, экономического плана. Это достижение развития. И отменять высшее образование, которое уже есть в системе гражданской авиации, нельзя! Но вот порядок навести в системе образования, где есть и высшие учебные заведения, и средние учебные заведения, но не хватает одного звена - такой порядок навести необходимо!
"Вести ФМ": Скажите, человек, который обучался в течение трех лет, насколько он отличается от того, кто получи высшее образование в этой сфере?
Смирнов: В 60-е и 70-е годы, когда мои коллеги и я в массовом порядке осваивали наши отечественные самолеты, им аплодировал весь мир. Аплодировали нашему машиностроению: это самолеты ИЛ-62, самолеты ИЛ-18, Ту-104. Так вот не было ни одного командира корабля с высшим образованием тогда! Но давали такую профессиональную подготовку, которая позволяла иметь высочайший уровень безопасности полетов на новейших тяжелых воздушных судах. И, конечно, все зависит именно от профессиональной подготовки, а не от того, сколько преподается уроков истории, предположим, и других предметов. Но без высшей подготовки гражданская авиация существовать не может. Кто будет командиром эскадрильи, кто будет летным директором? Кто будет руководителем авиакомпании? Что могут дать эти люди без высшего образования? Кто будет министром гражданской авиации без высшего образования?
Полностью слушайте в аудиоверсии.