Картинка

Комментарии экспертов Самолет "Локомотива" забыли снять со стояночного тормоза

20 октября 2011, 16:36

Персоны

Сегодня Минтранс обсуждал причины катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в результате которой в сентябре погибла хоккейная команда "Локомотив". Расследование, напомню, еще не закончено. По словам Валерия Окулова, Минтранс не исключает эргономических просчетов в организации рабочего места в кабине самолета. Окулов прокомментировал появившуюся в некоторых СМИ версию, по которой по время взлета самолета один из пилотов мог нажать педаль тормоза. Вот об эргономичности радио "Вести ФМ" рассказал летчик-испытатель, член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтики Александр Акименков.

"Вести ФМ": Александр Вениаминович, здравствуйте!

Акименков: Здравствуйте!

"Вести ФМ": Ну, помогите нам разобраться в последней информации про вероятные причины крушения самолета под Ярославлем. Возможно ли такое, что одновременно дается команда взлет и педаль тормоза?

Акименков: Возможно. Дело в том, что педаль тормоза является еще и педалью управления рулем поворота. Но педаль так организована на Як-42, как на всех, по мировому стандарту. Так что я не понимаю претензий. Ну, возьмите стандарт измените, если вам так этого хочется.

Дело в том, что там навык нужно иметь. А если это случилось, то есть педаль была нажата как тормозная педаль, то это просто недоученность и непонимание летчика, который сидел на летном месте. Дело в том, что педаль находится на оси, поперек педали, и вокруг этой оси производится нажатие на тормоз. Но эта же педаль является органом управления рулем поворота, то есть пилот во время движения самолета он же управляет самолетом на полосе, по удерживанию оси полосы, и можно непроизвольно нажимать ее в качестве управляющего элемента тормоза.

"Вести ФМ": То есть, если я вас правильно поняла, на педаль тормоза нажимать даже нужно, чтобы поворачивать рулем, только нужно это правильно делать.

 

Акименков: Ну, естественно, конечно. То есть надо, чтобы каблуки стояли на полу, а не в чашке педали, понимаете. То есть  это элементарный первичный навык…

"Вести ФМ": Пилота.

Акименков: Да, пилота…которого, судя по всему, если это случилось, не было. Меня просто удивляют рассуждения на эту тему. Причем тут эргономика? Кстати, есть летная оценка, которая подписана экспертами ГосНИИ ГА, подписана заводскими летчиками. Извлекайте эту летную оценку и читайте. Там дана летная оценка эргономики кабины.

"Вести ФМ": Вы летали на Яках?

Акименков: Естественно.

"Вести ФМ": Это удобная, хорошая, полностью соответствующая всем требованиям?

Акименков: Это стандартная схема, которая на всех самолетах такого класса употребляется. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация