Комментарии экспертов Принимать перед полётами ничего нельзя
Персоны
МАК отчитался о результатах расследования катастрофы Як-42 под Ярославлем. В крови пилота лайнера был обнаружен фенобарбитал - препарат, запрещенный к применению перед полетами. С комментариями для "Вестей ФМ" - Александр Акименков, летчик-испытатель, член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике.
"Вести ФМ": Александр Вениаминович, что вы скажите по поводу фенобарбитала? Как это могло быть?
Акименков: Этого не должно было быть вообще. Почему? Потому что летчик, проходя медицинский контроль, должен доложить врачу о том, что он что-то там принимал. Принимать перед полетами ничего нельзя.
"Вести ФМ": У вас есть уверенность в том, что летчик знал о том, что фенобарбитал - это табу перед полетом?
Акименков: Думаю, что нет. Потому что списка таких лекарств, которые нельзя принимать, не существует. Я его не знаю. Я знаю только то, что принимать любые лекарства перед полетами нельзя.
"Вести ФМ": А как эта работа поставлена сейчас?
Акименков: Есть медицинский контроль перед полетом. И на этом контроле врач обязательно спрашивает - как отдыхали, что принимали, что ели, как спали. Просто надо честно отвечать на эти вопросы, тогда не будет проблем.
"Вести ФМ": То есть все идет в виде беседы, никаких анализов, хотя бы самых простых, не делается?
Акименков: Нет, простые делаются. Замеряется давление, щупается пульс, определяется визуально состояние человека. Все это делается.
"Вести ФМ": А есть экспресс-анализ крови? Таких вещей пока не практикуют?
Акименков: Ну, пока не практикуют. Это, наверное, дорого.
"Вести ФМ": Как восприняли известие о наличии запрещенного лекарства в крови пилота?
Акименков: Для меня это нонсенс.
"Вести ФМ": Не ожидали?
Акименков: Не ожидал. У меня нет такого личного опыта и я не знаю о таких деяниях со стороны моих коллег. Это нонсенс.
"Вести ФМ": Представители Международного авиационного комитета заявили также, что второй пилот имел проблемы со здоровьем - у него была не совсем правильная чувствительность ног и рук.
Акименков: Вы понимаете, там все гораздо проще. Нужно было кому-то показать пилотам, как держать ноги. Каблуки должны стоять на полу, а не в "корыте" педали. Вот и все.
"Вести ФМ": Но эти пилоты были допущены к полету, к управлению лайнером.
Акименков: Раньше в составе Министерства гражданской авиации был летно-методический отдел, который занимался этими делами. Ну, у нынешнего государства не нашлось денег на этих специалистов, отдел сократили. Поэтому этим заниматься некому. Вот и все.
"Вести ФМ": Начиная пресс-конференцию, представители МАК специально отметили, что их цель - назвать причины крушения, но не они определяют виновника. Это будет делать следствие. С вашей точки зрения, те врачи, которые разговаривали с пилотами перед полетом, должны понести ответственность?
Акименков: Нет.
"Вести ФМ": Почему?
Акименков: Они наверняка спрашивали, проводили свои действия в соответствии с инструкцией. Я сомневаюсь, что виноваты врачи.
"Вести ФМ": То есть в данном случае получается, что все-таки плоты.
Акименков: Да, пилот, который скрыл прием лекарств.