Комментарии экспертов "Мобильные" комиссии в терминалах могут отменить
Персоны
Комиссии за совершение платежей через платежные терминалы могут быть отменены. Роспотребнадзор совместно с Союзом потребителей требует переложить эту финансовую нагрузку на поставщиков услуг. Для этого может быть создан специальный документ, который обяжет платежных агентов переводить сумму на счета абонентов в полном объеме. Подробнее об этой инициативе радио "Вести ФМ" рассказал председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.
"Вести ФМ": Борис Борисович, как вы оцениваете возможные перемены? И насколько вообще реально реформировать эту систему?
Ким: Систему можно реформировать. Скажем, усилия того же Роспотребнадзора в области регулирования процентной ставки по кредитам, в принципе, увенчались успехом, поэтому и в этой сфере успех возможен. Вопрос, кто, в конечном счете, за это заплатит?
Ведь рынок устроен следующим образом: есть поставщики услуг, которые платят какую-то комиссию владельцам терминалов, но большую часть своих доходов владельцы терминалов сейчас получают от самих потребителей.
Предположим, реализуется тот проект, который сейчас предлагает Роспотребнадзор, и комиссия будет сведена к нулю с потребителя.
"Вести ФМ": Это было бы неплохо, потому что, вы знаете, наверное, что комиссии иногда бывают совершенно безумные, даже до 20 процентов доходит!
Ким: Да, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах. Это было бы неплохо. Вопрос, что ответят поставщики услуг? Ведь они же будут вынуждены повысить свою комиссию, которую они сейчас платят владельцам терминалов. Скажем, два из трех крупнейших операторов сотовой связи комиссию не платят снизу, так называемую комиссию, которую они должны платить за прием платежей.
Уровень этой ставки сейчас 0,1 процент, понятно, что на эту ставку не проживешь. А они должны будут повысить. Вопрос, насколько они готовы к этому, потому что у них же тоже есть своя экономика и свои акционеры. Не приведет ли это, скажем, к увеличению стоимости минуты разговора для потребителей? Тем самым потребитель, опять-таки, заплатит эту цену, просто с другой стороны.
Поэтому моя точка зрения заключается в том, что регулировать надо, снижать комиссию надо, но просто подходить к этому вопросу комплексно, смотреть, что происходит со стоимостью минуты разговора, чтобы потребитель не пострадал.
"Вести ФМ": Скажите, Борис Борисович, а откуда такие цифры по 10-20 процентов? И как вы предлагаете их снизить?
Ким: Я бы предложил двигаться поэтапно. Скажем, на первом этапе зафиксировать максимальный размер возможной комиссии, например, цифрой в 5 процентов. Это ведь вот с чем связано: средний платеж за сотовую связь – 100 рублей. Если, скажем, человек платит 5 рублей, то это, в общем, меньше, чем стоимость поездки на метро и в общественном транспорте. Конечно, когда это уже 10 рублей, а сумма увеличивается, то это уже бьет по карману потребителя. Но в качестве первого шага я бы не сразу рубил с плеча, а ограничил эту комиссию сверху пятью процентами.