Комментарии экспертов Ни одно из предъявленных экипажу обвинений не имеет обоснования
Персоны
Центральной темой сегодня остается ситуация вокруг российского и эстонского летчиков, осужденных в Таджикистане. Сторона защиты и обвинение совершенно по-разному оценивают поведение летчиков. Соответствие их действий Воздушному кодексу "Вести ФМ" обсудили с пилотом гражданской авиации, специалистом по безопасности полетов Владимиром Герасимовым.
"Вести ФМ": Как Вы оцениваете это дело? Вы на стороне таджикских властей или Вы все-таки считаете, что в этой ситуации правы пилоты?
Герасимов: Нет ни одного человека, который был бы на стороне таджикских властей, которые нарушили не только свои законы и российские, но и международные, которые имеют приоритет перед государственными.
Более того, ни одно из обвинений, которые были предъявлены экипажу, не имеет под собой ни обоснования, ни других доказательств.
"Вести ФМ": Сегодня генеральный прокурор Таджикистана попытался представить какие-то доказательства и мотивацию этому приговору. В частности, он говорил о том, что пилоты незаконно вылетели, без разрешения пересекли границу, приземлились и вообще летали без документов. Такое могло быть?
Герасимов: Дело в том, что авиационный транспорт - это транспорт повышенной опасности. Его деятельность должна быть строго регламентирована, и так во всех странах. Поэтому никакого вылета без разрешения с аэродрома на аэродром быть не может в транспортной авиации. Это первое. Второе - пересечение границы тоже невозможно без разрешения. Все это было согласовано перед вылетом. То, что ему не разрешили произвести снижение и заход на посадку при ограниченном остатке топлива, - это опять же прямое нарушение всех международных правил, это оставление человека в беде, что тоже есть в законодательствах всех стран.
"Вести ФМ": Владимир, но Вы говорите, что все вылеты, пересечения границ должны быть согласованы. А в какой форме это может быть согласовано? Наши пилоты говорят, что все разрешения были получены в устной форме, это всегда так происходит?
Герасимов: Диспетчерские службы между собой обмениваются с помощью специальной авиационной связи - АФПН. А летчикам диспетчеры, конечно, говорят в устной форме: "Разрешение получено. Ребята, вылетайте!"
"Вести ФМ": Сейчас можно как-то доказать и подтвердить, что такое разрешение было?
Герасимов: Безусловно. Поймите, ведь после устного, как вы говорите, разрешения в авиационно-диспетчерском пункте, экипаж идет к самолету, садится в самолет, запрашивает по радио разрешение на запуск двигателей, на руление, на взлет, и на все получает разрешение.
"Вести ФМ": Где-нибудь, на каких-нибудь носителях, на какой-то пленке или в архивах можно поднять аудиофайлы, чтобы эти доказательства можно было представить в суде? Или сейчас приходится опираться лишь на заявления летчиков: "Да, разрешение было" или "Нет, разрешения не было"?
Герасимов: Существуют требования, в которых сказано, сколько хранятся пленки. Насколько я помню, если нет никаких происшествий, то запись переговоров с диспетчером хранится трое суток. Если есть какие-то претензии к этому вылету, то они сохраняются до разрешения этих претензий и могут храниться годами.
Полностью слушайте в аудиоверсии.